Домой Деньги Мобильные в мобильном или чем связаны курьеры, цифровизация и безработица?

Мобильные в мобильном или чем связаны курьеры, цифровизация и безработица?

923

Руководитель фракции «Народная партия Казахстана» Айкын Конуров в ходе рассмотрения на пленарном заседании Мажилиса отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2020 год заявил заявил о том, что показатели в борьбе с безработицей не достигнуты.

«В отчете заявлено о создании 100 тысяч рабочих мест за счет цифровизации, но мы не считаем это достижением. Большая часть рабочих мест была создана в электронной коммерции. Упоминается создание рабочих мест компанией Glovo. Но недавние трудовые конфликты с курьерами этой и аналогичных компаний показали уязвимость, низкое качество подобных рабочих мест и ущербный характер трудовых отношений», – отмечает Айкын Конуров.

По его мнению создание рабочих мест за счет цифровизации предполагает генерацию новых проектов, а не увеличение числа молодежи с курьерскими сумками за спиной. Но так ли ужасна работа доставщика, как это преподносят? Мы решили углубиться в эту тему и рассказать вам о курьерской службе с точки зрения самих курьеров!

Выбираем доставку

На данный момент самыми популярными службами доставки в Алматы являются Glovo, Wolt, Яндекс.Еда, Choco Food и Zenge. Сегодня мы рассмотрим первые три в качестве наемных работников и начнем, пожалуй, с «желтых чемоданчиков».

Чтобы устроиться работать в Glovo необходимо пройти регистрацию на их сайте, посмотреть онлайн-курс и отправить необходимые документы. После получения специального изотермического рюкзака, который все алматинцы определенно видели, вы можете скачать приложение Glover и приступить к заказам. У каждого курьера есть рейтинг внутри приложения. Он составляется на основе оценок клиентов и того, как курьер справляется со своей работой: скорость доставки, количество выполненных заказов и рабочих часов.

«Во время учебы ты не можешь выйти на полный рабочий день, к примеру, официантом, а ночные смены значительно сократили из-за пандемии. Свободный график и своевременная выплата были основными показателями для поиска работы, потому я и выбрал Glovo, с которым работаю уже около трех месяцев. Отсутствие как такового трудового договора меня не особо заботит, если честно, так как это, прежде всего, подработка. После окончания университета я планирую работать по профессии, потому и не особо стремлюсь закрепить наши “отношения” с Glovo всякими договорами», – поделился своей историей Нурбек А., курьер службы доставки Glovo.

Мобильные в мобильном или чем связаны курьеры, цифровизация и безработица?

Принцип найма в Wolt практически ничем не отличается от Glovo: регистрируетесь на сайте, вас приглашают на собеседование и вводную сессию, и, если обе стороны все устраивает, с вами заключают партнерское соглашение. Однако, как стало известно после недавней забастовки курьеров, не все довольны этим партнерским соглашением. Работники компании вышли на забастовку у своего офиса в Алматы из-за снижения заработной платы на 30%. По словам курьеров, они также хотят быть сотрудниками Wolt, а не партнерами компании, ведь при партнерском соглашении работники никак не защищены Трудовым кодексом.

«Сам я в забастовке не участвовал, но с позицией своих коллег, скажем так, согласен. Хотелось бы иметь нормальный трудовой договор, чтобы и мы имели обязательства перед компанией, и компания имела определенные обязательства перед нами. Читал, что аккаунты бастующих заблокировали на какое-то время. Среди моих знакомых, кто выходил на забастовку, аккаунты ни у кого не блокировали. В партнерском соглашении, конечно, есть свои плюсы. Я не обязан выходить на работу в определенное время, свободный график, никаких ограничений на заработок нет», – прокомментировал ситуацию Дамир К., курьер службы доставки Wolt.

Мобильные в мобильном или чем связаны курьеры, цифровизация и безработица?

Специфика найма в Яндекс.Еде занимает чуть больше времени. Помимо заявки, которую нужно оставить на сайте и собеседования, необходимо посмотреть обучающие ролики и пройти тест. После вы подписываете партнерское соглашение, устанавливаете приложение на свой смартфон и вас добавляют в закрытый канал в «Телеграмм».

«Изначально я работал в Wolt, потом в Яндекс.Еде, а сейчас перешел на Яндекс.Про. Что заставило меня сменить компанию? Во-первых, новые фишки в заработке. Если в Wolt я раньше получал фиксированную цену за заказ и сверху за километры, то в Яндексе я получаю гарантированный заработок. К примеру, я выполнил шесть заказов и за день заработал шесть тысяч по обычно тарифу. С программой “гарантированный заработок” тебе выплачивается около 30-40% сверху за определенное количество заказов, скажем так, тебе дают норму выполнения и если ты ее выполняешь – тебя награждают. Вторая причина перехода на Яндекс.Про – это доставка документов, ключей, вещей. Всего, что не прольется и не рассыпается в сумке. На моем опыте подобных случаев не было, но я часто слышал от друзей, что даже с удобными изотермическими рюкзаками можно что-нибудь да пролить», – рассказал Ринат Сагитов, курьер службы доставки Яндекс.Про.

Мобильные в мобильном или чем связаны курьеры, цифровизация и безработица?

Что нужно учитывать?

Итак, мы выбрали, на кого будем работать, заключили партнерское соглашение и отправляемся на заказ! Что нужно учитывать прежде, чем выходить на линию?

«Во-первых, это смартфон. Большая часть приложений доставки работает только на Android и это стоит учитывать. Помимо этого необходимо скачать хороший навигатор, так как не во всех приложениях для курьеров есть удобные встроенные карты. Второе – это портативное зарядное устройство. Чтобы хорошо зарабатывать – нужно находиться на линии, а чтобы находиться на линии – нужно иметь включенный телефон. Однажды был случай, когда я принял заказ, а по пути у меня села батарея. К счастью, я уже подъезжал к заказчику, немного подзарядил у него телефон, чтобы завершить заказ и после поехал домой. Чтобы таких ситуаций больше не возникало, всегда теперь вожу с собой пауэрбэнк», – отметил Ринат С., курьер службы доставки Яндекс.Про.

Мобильные в мобильном или чем связаны курьеры, цифровизация и безработица?

Помимо смартфона необходимо также учитывать транспорт, который будет незаменимым помощником в вашей работе. Пешие курьеры доставки обычно зарабатывают меньше тех, кто доставляет заказы на мопедах или машинах, поэтому со временем стоит задуматься о покупке хотя бы велосипеда или самоката. Ранее мы рассказывали о кикшеринге – сервисе по краткосрочной аренде самокатов.

«Наши электросамокаты разгоняются до 22 км/ч, удобная нескользящая платформа позволяет уверенно себя чувствовать во время движения. При наличии полного заряда вы сможете проехать 30 км», – отмечают в компании по аренде самокатов JET.

Мобильные в мобильном или чем связаны курьеры, цифровизация и безработица?

В качестве более удобного средства передвижения курьеры обычно выбирают мопеды и мотоциклы.

«Я отвожу заказы на мотоцикле. Конечно, при покупке мотоцикла, помимо технических характеристик, стоит учитывать – потянешь ли ты его обслуживание. Компания не несет ответственность за ремонт и расходы на бензин, однако на мотоцикле или мопеде ты будешь зарабатывать куда больше пешего курьера. Нужно просто уметь рассчитывать и, конечно же, уметь водить!»,Нурбек А., курьер службы доставки Glovo.

Мобильные в мобильном или чем связаны курьеры, цифровизация и безработица?

Конечно, есть варианты и по дешевле: велосипед, автобус, троллейбус, метро, ноги. Советуем скачать карты 2gis для быстрого ориентира в городе и приложение Onay, с помощью которого можно оплачивать проезд и проверять, где едет твой автобус или троллейбус.

Итог

Цифровизация подарила нам возможность получать товары, не выходя из дома, а некоторым и зарабатывать на этом. В связи с развитием пандемии за последние годы важность курьеров стала очевидной, а количество рабочих мест в этой сфере значительно увеличилось. Помимо рабочих мест также растет количество полезных инноваций, которые значительно облегчают работу курьерам: приложения, навигаторы, зарядки, самокаты и многое другое. Как отмечают сами курьеры, работать становится легче за счет разнообразия в выборе транспорта и «жаловаться не на что».

Ранее мы рассказывали о роботах-курьерах, но, к сожалению, на данном этапе развития страны такие инновации кажутся чем-то волшебным. Что же, будем ждать изменений…