Домой Профессионал Аналитика Закон о цифровых рынках – минусы и плюсы для цифровых гигантов

Закон о цифровых рынках – минусы и плюсы для цифровых гигантов

72
Закон о цифровых рынках – минусы и плюсы для цифровых гигантов

Жизнь корпораций из Кремниевой долины может стать намного сложнее. В ноябре в силу вступает Закон Европейского союза о цифровых рынках (Digital Markets Act, DMA). Он запускает процесс, который, как ожидается, заставит Google, Apple и Microsoft сделать свои платформы более открытыми и совместимыми с конкурентами. Это значит, что у компаний будет меньше способов управлять поведением пользователей.

Новый закон переосмысляет текущую вседозволенность трансграничных корпораций. По сути, небольшое количество платформ держит в своих руках власть над солидной долей рынка. Это мешает появлению и росту их конкурентов. Если у вас есть iPhone, вы должны иметь возможность загружать приложения не только из App Store, но и из других магазинов приложений или из интернета. Если оформили подписку, то отказ от нее не должен сопровождаться бюрократией и долгим поиском в настройках.

DMA вводит понятие компаний-привратников (gatekeepers), именно на них и будет распространяться закон. Образно говоря, это цифровые платформы, которые являются воротами между бизнесом и пользователями, они устанавливают правила и отвечают за коммуникацию. Однако привратники злоупотребляют своим положением и склонны навязывать собственные услуги, что препятствует приходу новых игроков и уменьшает число инноваций. Пользователи, не имеющие другого пути, соглашаются платить больше, хотя могли бы сделать выбор в пользу альтернативных условий. Именно с такой несправедливостью и хочет побороться ЕС.

Под действие DMA подпадают магазины приложений, маркетплейсы, поисковые системы, социальные сети, мессенджеры, платформы для обмена видео, виртуальные помощники, веб-браузеры, облачные сервисы, операционные системы и рекламные службы.

Большинство требований напрямую связано с прибылью корпораций. Одним из наиболее болезненных пунктов может стать новое положение о рекламе, которое в конечном счете отразится и на кошельках обычных пользователей

Отдельное регулирование касается мессенджеров. ЕС хочет, чтобы популярные сервисы, такие как WhatsApp (принадлежит Meta, признанной экстремистской в РФ), обеспечивали совместимость с другими, более мелкими платформами обмена сообщениями (если они сами того захотят). Однако неясно, заставит ли закон отправлять пользователям сообщения из одного приложения в другое, например из Telegram или Signal в WhatsApp.

Как новый закон ЕС отразится на Казахстане? Об этом мы совсем скоро поговорим с отечественными экспертами в самом ближайшем времени. Следите за публикациями на нашем портале!