Домой Технологии Роботы, дроны и ИИ Право на небо. Получаем разрешение на полет (продолжение)

Право на небо. Получаем разрешение на полет (продолжение)

511

Теперь, когда вся документация на квадрокоптер получена, сертификат соответствия имеется, номер наклеен и ваш аппарат полностью готов к полету. Остается только получить разрешение на этот полет.

 Сразу оговоримся, что разрешение на полет обязательно не для всех полетов и зависит от того, к какой категории относится так называемая «операция в воздушном пространстве».

Всего в правилах использования беспилотных авиационных систем (БАС) в воздушном пространстве Республики Казахстан выделено три категории операций (то есть полетов): “Открытая”, “Специфическая” и “Сертифицированная”.

Право на небо. Получаем разрешение на полет (продолжение)

Так, для полетов в категории “Открытая” ограничений в отношении владельцев или операторов дронов не имеется. А это означает, если вы решили в светлое время суток выгулять свою птичку (весом не более 1,5 кг), сделать это за пределами населенных пунктов, аэропортов и зон ограничений, на высоте не более 50 м. И если при этом ваш дрон будет находиться в постоянном поле зрения, то на подобную прогулку разрешительных документов не потребуется.

Следует помнить и еще несколько правил: полет должен проходить за пределами густонаселенных районов и населенных пунктов, запретных и опасных зон, зон ограничения полетов, зон ограничения полетов беспилотных воздушных судов, маршрут полета должен проходить не менее чем в 8 км от контрольной точки аэродрома, отсутствие людей в радиусе 50 м от предполагаемого места взлета или посадки, а так же транспортных средств, зданий или сооружений.

Право на небо. Получаем разрешение на полет (продолжение)

 Важно!  Сам маршрут полета должен проходить не менее, чем в 100 м по горизонтали от любого человека, транспортного средства, здания или сооружения и не ближе 150 м по горизонтали над массовым скоплением людей и (или) транспортных средств. Также стоит избегать полетов во время опасных явлений погоды. Не допускается с одного пульта управление несколькими БВС одновременно и выполнять групповые полеты. Пожалуй, это основные правила, которые необходимо знать.

Право на небо. Получаем разрешение на полет (продолжение)

Что означает категория «Специфическая»? Во-первых, это полеты над крупными городами, в частности Алматы и Астана. Групповые полеты, показательные выступления, видеосъемка и некоторые другие виды деятельности при использовании дронов весом от 0,25 кг до 1,5 кг.

Так, например, для выполнения полетов беспилотных воздушных судов весом от 0,25 кг до 1,5 кг над густонаселенными районами необходимо получение разрешение.

Право на небо. Получаем разрешение на полет (продолжение)

Получить его можно онлайн на портале «электронного лицензирования» www.elicense.kz или eOtinish

Выдача разрешения на выполнение специального полета выдается бесплатно. Срок оказания услуги – 10 календарных дней.

Особые требования предъявляются и к оператору.

Для выполнения полетов в категории операций “Специфическая” оператору должно быть не менее 16 лет (в некоторых случаях не менее 18 лет) он обязан получить в уполномоченной организации в сфере гражданской авиации сертификат оператора БАС соответствующей категории. Например, для эксплуатации беспилотных систем мультироторного или вертолетного типа конструкции с максимальной взлетной массой менее 25 кг в личных целях, нужна категория 1 (EASY Rating).

Право на небо. Получаем разрешение на полет (продолжение)

Для выполнения таких видов авиационных работ, как воздушные съемки и наблюдения или поисковые и аварийно-спасательные работы оператору необходима категория 2 (MID Rating). 

Категория 3 (HIGH Rating) необходима оператору, управляющему БВС весом от 25 до 750 кг для более серьезных работ, таких, как авиационно-химические работы в с/х, строительно-монтажные, погрузочно-разгрузочные работы и перевозка грузов, полеты в воздушном пространстве над Каспийским морем, полеты с морских судов и морских буровых установок, полеты для проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ и т.д.

Право на небо. Получаем разрешение на полет (продолжение)

Итак, решив полетать над городом, какие документы оператор должен иметь на руках? Свидетельство о постановке на учет беспилотной авиационной системы, сертификат оператора БАС, удостоверение личности и разрешение на выполнение полетов над густонаселенными районами населенных пунктов (АО “Авиационная администрация”) и (при необходимости) в запретной зоне, зоне ограничения полетов, выданные органом, в интересах которого установлена данная зона (КНБ, СГО, МО).

Право на небо. Получаем разрешение на полет (продолжение)

Где летать нельзя в принципе? В каких зонах за любопытство или по незнанию можно получить серьезные проблемы?  Это воздушное пространство над объектами, подлежащими государственной охране, объектами Министерства обороны, Комитета национальной безопасности, Службы государственной охраны, а также объектами уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел.

Такие случаи уже бывали. Так в 2017 году дрон появился прямо над территорией одной из воинских частей. Его владелец находился неподалеку, беззаботно снимая военную технику. Еще один квадрокоптер был использован в качестве доставщика груза – мобильного телефона и запрещенных веществ на территорию исправительного учреждения. Его оператор был задержан на месте преступления. После нескольких подобных инцидентов и были введены правила полетов и запретов на полеты над некоторыми объектами.

Право на небо. Получаем разрешение на полет (продолжение)

Что грозит за необдуманное использование дрона? Нарушителя накажут штрафом. На физическое лицо налагается штраф в размере 10 (36 920 тенге), на юридическое лицо – в размере 20 МРП (73 840 тенге). Если ошибка повториться в течение года, то сумма штрафов возрастет и вдобавок останетесь без “игрушки”.

Ну, а если вес вашей «птички» менее 0,25 кг, то летайте на здоровье, без сертификата оператора и разрешения на полеты, но строго соблюдая правила, с которыми можно полностью ознакомиться на сайте АО «Авиационная администрация Казахстана».

Напоминаем, что с содержанием первой части нашей статьи вы можете ознакомиться здесь: https://mobilaser.kz/pravo-na-nebo-ili-kak-oformit-dokumenty-na-dron-chtoby-izbezhat-shtrafa/technologies/robots_drones_ai/