Домой Прочее Для подростков EWA – школьницы создали «Алису» на казахском языке

EWA – школьницы создали «Алису» на казахском языке

503

София Синицина и Амина Искакова из НИШ создали аналог существующих голосовых ассистентов и назвали его EWA. Девочки из Костаная уже получили авторское право на свою разработку и планируют распространять колонку среди потребителей.

Девочки учатся в 12 классе и параллельно с уроками занимаются своим проектом.

«EWA – уникальный интеллектуально-информационный ассистент. Эта умная колонка имеет множество функций, одна из них – определение температуры воздуха в помещении, содержание газов в нем, тем самым есть возможность предотвратить возникновение пожара. Колонку можно использовать как на производстве, так и у себя дома. EWA способна решать задачи по математике, физике, химии, биологии. Также она выводит запросы из Википедии, рассказывает сказки и выполняет команды, к примеру, включает и выключает свет», – рассказывает Амина Искакова.

EWA разрабатывалась 2-3 месяца, больше всего времени заняла загрузка информационных библиотек и внедрение казахского языка.

«Мы не видели ни одной отечественной разработки в этой сфере, поэтому нам хотелось внести свою лепту. Наша колонка должна была обязательно понимать казахский язык и говорить на нем. Озвучивает колонку компьютер, сделать человеческую начитку нам было бы не по силам. К слову, чтобы озвучить подобную технику нужно порядка 270 часов записи с профессиональными дикторами, средств и времени у нас на это не было. Поэтому обошлись без человеческого голоса», ― отмечает София Синицина.

EWA работает на одноплатном компьютере Raspberry, поэтому найти подходящие для колонки инструменты было сложно. Если бы юные ученые использовали WINDOWS, Linux или MAC – стало бы легче. Однако София и Амина придерживались принципа доступности своей колонки, поэтому материалы брали недорогие.

«Создавать свои собственные проекты в школьном возрасте реально – пробуйте и старайтесь. Наши одноклассники тоже придумывают разные интересные штуки, могу для примера назвать разработки ребят «3D игра для изучения тем по информатике» или «Анализ человеческого организма с помощью дополнительной реальности». Они не особо сложные, но, главное, имеют социальную и практическую значимость», – заключили София и Амина.