Сегодня фильмы про роботов уже не кажутся чем-то фантастическим. Искусственный интеллект все больше внедряется в нашу жизнь, а в программе обучения детей уже никого не удивить термином STEM-образование. Расшифровывается аббревиатура STEM, как science, technology, engineering and mathematics – естественные науки, технология, инженерия и математика.
Такой подход к обучению ребят в современном мире можно назвать синтезом этих дисциплин. На помощь в этом процессе приходят инновационные технологии и оборудование, которые успешно используют во многих учебных заведениях нашего региона.
В областном центре собрались представители различных компаний со всех уголков страны со своими IT-разработками. Руководитель отдела образования Караганды Есентай Ашим, присутствующий на выставке, отметил, что сейчас их основная задача – это развивать у детей функциональную грамотность, обучать их не для экзаменов, а для жизни, чтобы они были успешными. Поэтому технологизация учебного процесса и развитие цифровых навыков очень важны.
– Поскольку мы хотим обучать учеников с помощью современных технологий, соответственно, и учитель должен быть технически подкованным. И здесь ставится еще одна задача – стопроцентное овладение информационными технологиями, – считает Есентай Ашим.
Согласен с ним и Магжан Кистаубаев, генеральный директор астанинской компании «Roqed», которая представила на выставке помощника учителя – ассистента на базе искусственного интеллекта (ИИ).
– Сегодня учитель – не просто человек, который дает знания. Он должен сориентировать ребят в своем предмете, заинтересовать, иметь возможность отработать индивидуально с каждым учеником. Но если у него, к примеру, 30 детей только в одном классе, а таких классов четыре, то дать персональную обратную связь 120 детям фактически невозможно.
И вот как раз-таки ИИ может взять на себя задачи по автоматизации работ, чтобы облегчить труд педагога и дать школьникам больше знаний, – объясняет М. Кистаубаев. Речь идет о, например, подготовке и проверке персональных тестов, интерактивных презентациях, классных играх и прочм. Чтобы в урок были вовлечены ребята и с первой, и с последней парты.
Представитель другой столичной компании «Центр дополнительного образования «ИНТЕЛЛЕКТУМ» Гульбану Анкауова рассказала, что они разработали комплекс для детей дошкольного возраста от двух до пяти лет. – Комплекс представляет собой девять игр. К нему идут рабочие тетради и методическое пособие. Его задача – формирование личности ребенка. Использовать его можно как в детских садах, так и дома, самостоятельно родителями, – говорит Г. Анкауова.
Все игры комплекса направлены на логическое, критическое и пространственное мышление малышей. Благодаря этой разработке ребята могут быстро научиться различать цвета, формы, размеры, работать в команде, творчески мыслить и т.д. Комплекс составлен на трех языках: государственном, русском и английском. В команде разработчиков – педагоги, методисты и детские психологи.
Наталья ФОМИНА, Фото Александра МАРЧЕНКО