О росте дефицита электроэнергии в Казахстане к 2035 году власти страны предупреждают казахстанцев не один год. По данным Минэнерго страны, выработка электроэнергии упадет до 135 млрд кВтч, а потребление вырастет до 152,4 млрд кВтч. По мнению некоторых экспертов, энергетический кризис в Казахстане достигнет своего пика к 2030 году: страна столкнется с нехваткой электричества, от чего сильно пострадает наша экономика.
Такие выводы сделаны не на пустом месте: они подкреплены участившимися в последние годы перебоями с электроэнергией в Алматы и ряде областей Казахстана. Некоторые эксперты предполагают, что скоро эти проблемы только усугубятся. Понятно, что моментально потребность в электричестве атомная генерация не снизит, но если бы АЭС построили, например, 10 лет тому назад – сейчас этого вопрос страну бы не беспокоил.
По словам заслуженного энергетика, независимого эксперта Жакыпа Хайрушева, в настоящее время в стране дефицит электроэнергии достигает 1,5 тысячи мегаватт. Ученый уверен в том, что если бы сегодня у нас была АЭС – этот дефицит был бы закрыт.
Директор ТОО «Казахстанские атомные электрические станции» Тимур Жантикин говорит, что строительство АЭС частично решит вопрос растущего дефицита электроэнергии в стране. «Строительство одной станции не решит проблему, поэтому надо разрабатывать и принимать программу развития атомной энергетики на долгосрочную перспективу. Так как стабильная и надежная энергетика является гарантом устойчивого развития всей экономики страны», – уверен он.
Сейчас 70% энергии в стране вырабатывается на угольных электростанциях, где сильно изношено оборудование и экологичность не соответствует мировым стандартам. Но полностью отказаться от угля сейчас невозможно: хотя в Казахстане и внедряют ВИЭ (возобновляемые источники энергии), пока их крайне мало. Именно поэтому строительство АЭС считается перспективным решением всех энергетических вопросов, и первая АЭС в республике должна начать свою работу к 2035 году. Будущая АЭС, по данным Минэнерго Казахстана, будет иметь мощность порядка 2,4 ГВт., на реализацию проекта может уйти 10 лет, а стоимость одного энергоблока в среднем составит $5 млрд.
Все «За» и «Против»
К преимуществам атомной энергетики сторонники строительства АЭС относят в первую очередь рост экономики Казахстана, независимость от других стран, ее стабильность и надежность. Собственная АЭС позволит не покупать топливо и энергию у соседей и может генерировать энергию независимо времен года, времени суток и т.д.
АЭС позволит республике разнообразить источники производства электроэнергии – снизит зависимость от газа и угля. Важно, что для обслуживания АЭС потребуется более 10.000 сотрудников. Экс-министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев утверждал, что зарплата на энергопроизводящих предприятиях будет ежегодно повышаться на 15%. «По проекту строительства атомной электростанции к 2030 году рабочими местами будут обеспечены около 5 000 человек, а на пике строительства в 2032 году – около 10 000 человек. На этапе эксплуатации проект обеспечит рабочими местами не менее 2 тыс. человек», – говорил А.Саткалиев.

Важен для страны и экологический аспект – атомные электростанции не выделяют углекислый газ в процессе производства электроэнергии: это способствует снижению выбросов углекислого газа в атмосферу, создающих парниковый эффект. Отметим, что именно из-за глобального потепления средняя температура в Азии с начала девяностых годов повысилась почти на 2 градуса Цельсия, климат стал более жарким и засушливым. Атомная энергетика наравне с ВИЭ позволяет снизить выбросы в атмосферу и притормозить процесс глобального потепления в регионе.
К возможным недостаткам строительства АЭС многие казахстанцы в первую очередь относят вопрос безопасности. По мнению многих наших сограждан, всегда остается риск аварий и утечек радиации на АЭС, что может привести к серьезным последствиям здоровья населения и окружающей среды.
Разработчики, в свою очередь уверяют, что при строительстве современных АЭС были учтены все печальные уроки прошлого и нынешние атомные электростанции строятся с использованием новейших достижений и разработок, отвечающих всем требованиям безопасности – риск аварии минимален. Реакторы сочетают активные и пассивные системы безопасности, что делает станцию невероятно устойчивой ко всем внешним и внутренним воздействиям. Даже если человек попытается специально создать аварию на АЭС – системы безопасности этого не допустят.
Также казахстанцев беспокоят огромные затраты на строительство. По предварительным данным, на постройку новой АЭС уйдет более $10 млрд. Насколько прозрачной будет система затрат этих денег и за чей счет будет проводиться строительство?
По словам Тимура Елеусизова, основателя общественного фонда «Eco Fund Tabigat», РОО «Kaz Eco Patrol», в Казахстане остается высоким уровень коррупции.
«Даже контроль со стороны международных организаций не исключает высокие коррупционные риски. По сути, любой глобальный проект в первую очередь разрушает сама коррупция», – уверен эксперт.
Он также отметил неясный момент утилизации радиоактивных отходов. По словам эксперта, шлаки от нефтяных, газовых или урановых месторождений выбрасываются на ближайшие поля.
«И за это нет никакой ответственности. Мы только слышим о громких штрафах. Но сколько реально из них было взыскано – большой вопрос», – сетует Т.Елеусизов.
Последующее обращение с радиоактивными отходами – одна из важнейших проблем атомной энергетики. Проектировщики АЭС, по их словам, будут хранить и утилизировать такие отходы согласно международным стандартам, но экологи настаивают на разработке и строгом соблюдении эффективных и безопасных методов хранения отходов.
Опасения граждан и специалистов области вызывают еще 2 важных момента при строительстве АЭС: зависимость от страны-подрядчика, которая может диктовать цену на энергию по условиям договора, и высокая цена на электроэнергию. Нельзя исключать, что за «новую» энергию мы будем платить больше, т.к. тарифы наверняка будут включать затраты на обслуживание самой станции.
Опыт есть
Напомним, что до 1999 года у нас была своя атомная электростанция – Шевченковская АЭС на базе Мангистауского атомного энергокомбината. В 1973 году в Актау (в то время – Шевченко) начала работу АЭС, где был запущен атомный реактор БН-350 со сроком службы 20 лет (первый в мире реактор на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем). Это было комплексное предприятие «Мангистауэнергозавод», занимавшееся опреснением воды Каспийского моря. Уникальность этого проекта заключалась и в том, что он снабжал город пресной водой. В 1991 году первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев постановил закрыть Семипалатинский ядерный полигон на северо-востоке страны – один из крупнейших советских ядерных полигонов. Решение остановить реактор власти приняли после распада СССР на фоне антиядерных инициатив. Установка проработала до 1999 года: тогда станцию перевели в режим вывода из эксплуатации. Но с конца 1990-х вопрос о строительстве новой АЭС поднимался регулярно. В Казахстане была создана мощная сырьевая и производственная база атомной промышленности. Республика вторая в мире после Австралии обладает разведанными запасами природного урана и является его крупнейшим производителем. В 2023 году у нас добыли более 20 тыс. тонн урана, а это около 40% мировой добычи. Всего в Казахстане около 12% мировых запасов топлива, что равняется 629 тыс. тонн урана.
Первая АЭС – на Балхаше
В феврале 2025 года Кабинет министров Казахстана официально утвердил место строительства первой в стране АЭС. Согласно его постановлению, станция будет возведена в Жамбылском районе Алматинской области в поселке Улькен вблизи озера Балхаш. По словам редактора аналитического онлайн-журнала «Геоэнергетика ИНФО» Бориса Марцинкевича, именно это место геологи считали перспективным еще в советское время.
«Надежность грунтов, сейсмическая устойчивость, наличие запаса воды для охлаждения. Наверняка перепроверили, но никаких новых рисков не обнаружили. АЭС в этой локации существенно улучшит связность энергосистемы Казахстана», – говорит эксперт.
Власти Казахстана проведут огромный комплекс работ по изучению геологии, воды и экологии в районе размещения будущей станции. В правительстве заявили, что территория для стройки была одобрена специалистами Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), под контролем которых будут идти работы.
Во мнениях разошлись
Помимо очевидных плюсов и других положительных моментов от строительства АЭС на Балхаше, о которых говорят поддерживающие проект казахстанцы – от улучшения жизни населения до развития экономики страны – эксперты многих отраслей по-разному высказываются о возведении АЭС на Балхаше.
По словам директора департамента атомной энергетики и промышленности Министерства энергетики Республики Казахстан Гумара Сергазина, современные технологии позволяют свести к минимуму использование водных ресурсов.
«По расчетам экспертов, для охлаждения АЭС потребуется лишь незначительное количество воды по сравнению с объемами, поступающими в озеро. Балхаш обладает огромным водным запасом — его объем составляет около 108 млрд м³. Для двухблочной АЭС большой мощности потребуется примерно 63 млн м³ воды в год, что практически не повлияет на уровень озера. Учитывая, что ежегодные потери воды из озера за счет естественного испарения составляют 18,9 км³, АЭС будет потреблять лишь 0,32% от этих потерь», – говорит эксперт.
Экс-министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков несколько лет назад на вопрос прессы о том, почему атомную станцию хотят построить именно в Алматинской области с учетом того, что наш регион известен опасностью землетрясений, отмечал, что вопрос наличия на территории страны сейсмических зон изучается экспертами и представителями власти с 2006 года. И исследования показали, что таких зон в стране практически нет. В тех регионах страны, где нет гор, опасность создают техногенные и природные факторы.
«Конечно, само наличие гор вблизи местности показывает, что там есть сейсмическая активность, и возникает много вопросов. Но, помимо вопросов с опасностью землетрясений, есть также другие факторы, которые необходимо учитывать, такие как роза ветров, климат, наличие воды и других ресурсов. Суммируя все это, мы решили, что район озера Балхаш в совокупности является наиболее оптимальным для размещения атомной электростанции“, – говорил министр.
Однако с подобными мнениями в корне не согласны экологические организации, выражающие обеспокоенность влиянием будущей АЭС на экосистему Балхаша. По их мнению, строительство и последующая эксплуатация станции может нанести непоправимый ущерб уникальному водоему. Защитники природы называют Балхаш важным для глобального экологического равновесия природным объектом и даже высказывают мнение, что своим решением о строительстве АЭС на Балхаше Казахстан показывает всему миру, что страна перестает рассматривать экосистему Балхаша как природный объект, важный для глобальной устойчивости, фактически переводя озеро в статус производственного пруда – охладителя. Балхаш сейчас — это природный объект, говорят «зеленые», и если на озере построят атомную электростанцию – оно станет производственным прудом, а новая нагрузка на озеро приведет к необратимым последствиям для Балхашской экосистемы.
Не менее критичен в этом вопросе и известный казахстанский эколог Мэлс Елеусизов, заявивший, что это решение может означать исчезновение озера.
«У Балхаша средняя глубина всего шесть метров и сейчас ситуация очень критичная – его уровень стабильно снижается. Атомная станция будет производить тепло, которое будет охлаждаться за счет вод Балхаша. Сейчас все кричат, что нам нужна атомная станция, но Балхаш и все живое в нем умрет», – заявил Елеусизов.
Он также отметил и острую проблему утилизации ядерных отходов.
«Мир не знает до сих пор что с ними делать, даже была идея отправить их на Солнце, чтобы там сгорели, понимаете? Это серьезная проблема для всей Земли, для человечества. Мы сейчас должны сохранить Балхаш, а не думать о том, чтобы здесь атомную станцию поставить. Мы должны сейчас думать, что скоро Балхаш начнет умирать, потому что у нас 44% ледников уже растаяло. Скоро воды не будет в реке Или, которая приносит сюда воду, чтобы Балхаш жил. Это реальная проблема, это не какие-то сказки или чьи-то разговоры», – подчеркивает эколог, утверждающий, что атомные станции – это всегда очень много проблем для всего человечества.
Опасения в том, что в ближайшие годы озеро Балхаш, рядом с которым планируется строительство атомной электростанции, может обмелеть, высказал и мажилисмен Сергей Пономарев.
«Есть еще один вопрос, который я, как эколог и журналист, не могу обойти. Китай не подписал конвенцию о трансграничных реках и использует воду из реки Или столько, сколько ему необходимо, а это около 70% стока озера Балхаш. Все остальное дают наши местные реки. И глубина озера Балхаш – шесть метров, это совсем мало. Если он обмелеет хотя бы на 2-2,5 метра, то это будет батпак – болото. Естественно, озеро не сможет давать воду для атомной станции. Сухая атомная станция – это совсем другие деньги, совсем другие вопросы. Этот вопрос пока не рассматривается», — отметил Сергей Пономарев.

Дмитрий Евгеньевич Калмыков, директор по развитию Карагандинского областного Экологического Музея, побывавший в Чернобыле когда там произошла авария на АЭС, говорит что на Балхаше предлагают построить АЭС не потому, что это хорошее место, а потому что 40-50 лет назад в период СССР там планировалось строительство угольной электростанции и уже имеются различные фундаменты, котлованы, исследования и т.д.
«Главное – это то, что там есть вода, которая помогает охлаждать ядерный реактор и что нехорошо для окружающей среды, так как вызывает тепловое загрязнение и для животного мира это плохо. Жизнь показывает, что время от времени атомная энергетика приносит больше вреда, чем пользы. Атомная энергетика — это сложная вещь, к которой человечество еще не готово. Мы можем это построить, но не можем предвидеть и предотвращать аварии. Когда АЭС выходит из строя, все ее положительные стороны перечеркиваются навсегда. Например, вокруг Чернобыля люди уже не будут жить никогда», – говорит Д.Калмыков.
Некоторые ученые и экологи в отношении строительства АЭС настроены не так критично. «Экологические преимущества мирного атома – это возможность оставить будущим поколениям чистый воздух, чистую землю и чистую воду. АЭС не выделяет углекислый газ, метан и другие парниковые газы. Это, в свою очередь, позволяет предотвратить глобальное потепление и изменение климата. В отличие от угольных электростанций, она практически не выбрасывает оксиды серы и азота, твердые частицы и другие загрязняющие вещества, оказывающие негативное влияние на здоровье людей и окружающую среду. Приведу интересный пример: в международной практике на прудах-охладителях АЭС выращивают десятки видов рыб, а также организуют международные чемпионаты по рыбной ловле», – говорит эколог Бекберген Керей.
Заместитель главного инженера Национального ядерного центра Республики Казахстан, ученый Денис Зарва отмечает, что из всех известных вариантов генерации и воздействия АЭС оказывает на экологию минимальное влияние.
«Никаких выбросов вредных веществ со стороны атомной станции, если сравнивать с тепловой энергетикой. В тепловой энергетике огромные миссии парниковых газов, окислы серы, азота, там практически вся таблица Менделеева. Вблизи тепловых электрических станций радиоактивный фон повышен. Вблизи атомных электрических станций фон, напротив, природный. Это связано с тем, что в углеводородном топливе, которое используют тепловые станции, изначально содержатся природные радионуклиды, которые никуда не деваются – они рассеиваются вместе с выбросами в атмосферу. Около 63 млн кубометров – это безвозвратные потери на испарение. И это составляет 0,3% от естественного испарения озера. Это настолько мизерная величина, что ею можно пренебречь», – резюмирует он.

Директор департамента ядерной, радиационной и экологической безопасности Института ядерной физики, ученый Мурат Тулегенов, к одному из самых пугающих население пунктов при строительстве АЭС – переработке ядерного топлива и хранении радиоактивных отходов – относится спокойно.
«Радиоактивные отходы от атомной станции будут храниться в так называемых бассейнах выдержки. Такие бассейны есть и в Институте ядерной физики, и в Национальном ядерном центре. После охлаждения топливные элементы перемещают в сухое хранилище, где созданы условия для сдерживания радиоактивных веществ. Механизм обращения с радиоактивными отходами разработан давно и проверен временем. К тому же у Казахстана есть опыт. Касательно технологий переработки отработавшего ядерного топлива – в мире они уже есть. То есть топливо вырабатывает свой первичный ресурс, а потом из него извлекают вещества, которые ещё можно где-то применить, тем самым снижая его радиационную активность. Так объём отходов уменьшается, а производительность топлива увеличивается. Эти технологии активно развиваются в Великобритании, США, России и Японии. Вероятно, со временем их поставят на поток», – уверен ученый.
Удастся ли совместить?
Вопрос строительства АЭС на озере Балхаш вызывает различные мнения среди экспертов и общественности. Сторонники строительства отмечают, что что АЭС поможет в перспективе закрыть дефицит электроэнергии в стране, а район озера Балхаш считают оптимальным местом для размещения атомной электростанции, учитывая климат и наличие воды. Противники пугают деградацией экосистемы, негативным влиянием на температурный режим и в целом – на жизнедеятельность водоёма и проблемами с радиоактивными отходами. Но на сегодня атомная энергетика – это важнейшая подотрасль глобальной энергетики, которая вносит огромный вклад в производство электроэнергии. Около 10% производства электроэнергии в мире принадлежит АЭС, которая занимает четвертое место по объему генерации после угольной, газовой и гидроэнергетики. Мировое строительство АЭС продолжается – мирный атом считают относительно экологичным источником энергии. На данный момент в мире работают около 440 реакторов, еще 56 будут введены в эксплуатацию к 2030 году. Положительный опыт других стран показывает, что АЭС и природа могут гармонично сосуществовать друг с другом.
Строительство АЭС в Казахстане поможет уйти от энергетического кризиса, обеспечив стабильное и недорогое производство электроэнергии, но и несет в себе определенные риски в областях безопасности и экологических последствий. Будем надеяться, что строительство АЭС на берегу озера Балхаш будет помогать устойчивому развитию экономики Казахстана, не став при этом угрозой для экологии региона.
P.S.:
11 апреля 2025 года Казахстан завершил этап отбора компаний, которые могут предоставить технологии для строительства первой атомной электростанции в стране, сообщает Kazinform. В списке финалистов – российская госкорпорация «Росатом», южно-корейская KHN, французская EDF и китайская CNNC. Агентство по атомной энергии проинформировало общественность что с этими четырьмя участниками был проведён конкурентный диалог. Теперь ожидается решение Межведомственной комиссии, которая выберет поставщика или консорциум, который займётся реализацией проекта.
Инна Чикурова