Домой Технологии Интернет и сеть Знание и осторожность. Боремся с мошенниками в Сети

Знание и осторожность. Боремся с мошенниками в Сети

1347

Мошеннические действия в интернет-пространстве нашей страны совершаются ежедневно и количество таких преступлений увеличивается с каждым днем. Есть ли здесь свои закономерности и тенденции, которые нужно знать, и, проявляя осторожность – постоянно избегать при этом любых контактов с мошенниками? Поговорим сегодня на эту тему.

По данным» Лаборатории Касперского”, только за первое полугодие 2021 года в Казахстане было заблокировано более 890 тысяч попыток доступа к фишинговым сайтам и более 335 тысяч попыток доступа к мошенническим ресурсам, на которых проводятся различные акции и конкурсы.

Доля спама в почтовом трафике нашей страны составила 49%. Также мошенники активно распространяли вредоносные трояны, специализирующиеся на краже учетных данных пользователей и другой личной информации с телефонов.

Предупреждения от правоохранительных органов

Правоохранители призывают граждан к бдительности и рассказывают о распространённых преступных схемах.

Полицейские Алматы создали специальные анимационные ролики, рассказывающие об интернет-мошенничествах, сообщает Polisia.kz.

Правоохранители таким образом призывают граждан к бдительности и сообщают о преступных схемах. Ролики подготовлены по следующим направлениям:

  • Как действуют банковские мошенники;
  • Для чего преступники распространяют вирусную рекламу;
  • Как избежать мошенничества в социальных сетях;
  • Осторожно: интернет-покупки.

Ранее для профилактики интернет-мошенничеств раздавались информационные памятки о наиболее популярных способах промысла преступников, брошюры с советами, как не стать жертвой мошенников.

“Сейчас назрела необходимость в изготовлении и распространении среди граждан по доступным каналам информационных роликах, которые помогут общественности быстро распознать афериста и обезопасить себя. Решено было использовать анимационный формат, чтобы ролик легко воспринимался и детьми”, – пояснил начальник управления криминальной полиции ДП города Алматы Куатбек Науатов.

Готовимся. Скоро это будет и у нас?

По каким направлениям работают сегодня мошенники? Вот, например, в России они через подмену начали использовать номера мобильных телефонов россиян.

Уже отмечено много случаев, когда россияне получали телефонные звонки от якобы сотрудников полиции или сотрудников банков, которые сообщали о незаконных денежных списаниях. При обратном звонке на входящий номер телефона недоверчивые граждане попадали на реальных владельцев номеров, которые не в курсе, что их телефон по подмену участвует в преступной схеме.

Если вы в Казахстане столкнетесь с подобным, вам следует обратиться к своему оператору и сообщить, что телефонный номер используют мошенники.

Знание и осторожность. Боремся с мошенниками в Сети

Обычно мошенники, работающие “на подмене” требуют в ходе звонка явиться по определенному адресу или убеждают перевести деньги под различными предлогами. Этого также делать не следует. Ни по телефону, ни в ходе очной беседы сотрудники правоохранительных органов не заявляют требований о переводе денежных средств на какие-либо счета, так как это незаконно.

Любые предложения о содействии правоохранительным органам, например в поимке преступников путем перечисления денежных средств на указанные собеседником счета либо с целью обезопасить сбережения от противоправных действий третьих лиц – это также явный признак мошенничества, о чем необходимо сообщить в правоохранительные органы.

Атаки в Казахстане

Они тоже участились на счета клиентов банков. Всё по классике, злоумышленники звонят людям, представляются сотрудниками службы безопасности и пытаются обманом выманить деньги у пользователей. К сожалению, многие уже пострадали от действий аферистов.

“Они используют сип-телефонию, номер рандомный, его может просто не существовать. Блокировать, искать через оператора практически бесполезно. Могут даже подделать номер колл-центра банка” – отметил Серик Хаджиев, работник Центра анализа и расследования кибератак (ЦАРКА).

Знание и осторожность. Боремся с мошенниками в Сети

Вот лишь несколько типичных историй, как мошенники обманывают людей (это реальные истории клиентов казахстанских банков, имена по понятным причинам изменены).

Айгерим, клиент банка:

“Я была на работе. Мне позвонил какой-то мужчина, сказал, что он сотрудник службы безопасности банка:
– Вы сейчас оформляете кредит на 1 млн тенге?
– Нет.
– Значит, это мошенники. Надо сменить пароль. Зайдите в свое приложение и нажмите “Забыли пароль”. Теперь введите код из СМС. Ввели?
– Да. Запрашивают дату рождения.
– Пишите дату. Теперь надо пройти фотоверификацию. Прошли? Отлично!
– Создать новый пароль?
– Да, вот такой: ХХХ123. Пожалуйста, пока не заходите в приложение под новым паролем.
– Хорошо.
– Сейчас вам придет СМС с кодом. Назовите его.
– 1234.
– Мошенники успели от вашего имени подать заявку на кредит! Чтобы они не получили деньги, мы должны оформить другую заявку. Отправили еще СМС. Назовите код.
– 4321.
– Заявка одобрена. Вы должны пойти к банкомату, снять 1 млн и положить на свою карту.
– Да, конечно! Спасибо!

Я сделала все, как мне сказали. Потом увидела, что у меня сняли все деньги с депозита и с текущего счета. И самое ужасное, что на мне теперь кредит – 1 миллион тенге. Оказалось, что это были мошенники.”

“Если вы сами передадите мошенникам эту информацию, то это будет только ваша вина. При этом банк не несет ответственности и не возмещает похищенные денежные средства”, – отметил Серик Хаджиев.

Знание и осторожность. Боремся с мошенниками в Сети

Сая, клиент банка:

Я только родила, все время с ребенком, самой даже поесть некогда. И вдруг звонят:
– Это из банка. Мы видим, что по вашей карте кто-то совершает подозрительные операции.
– А что мне теперь делать?
– Надо срочно перевести деньги нашему страховому агенту. Вот на этот счет. Ваши деньги будут в безопасности в специальной страховой ячейке.
– Да? Ну ладно!
– Имейте в виду, мы выяснили, что мошенники – это тоже наши сотрудники. Сейчас они позвонят вам и будут спрашивать, сами ли вы меняете пароль и снимаете деньги? Скажите, что сами!

Всё было, как они предупредили. Мне позвонили, тоже сказали, из банка. Спросили, сама ли я перевожу деньги. Я сказала “да-да, сама”. Потом у меня все деньги пропали. Я в шоке просто.”

Знание и осторожность. Боремся с мошенниками в Сети

Зинаида Андреевна, клиент банка:

“Мне позвонили из службы безопасности банка:
– Зинаида Андреевна?
– Да.
– Это из банка вас беспокоят. Мы видим, что-кто пытается с вашей карточки снять деньги. Вам сейчас надо скачать из интернета дополнительное приложение для безопасности ваших денег.
– Ой, я не умею. Не знаю, где там что скачивать. Сейчас дочку попрошу.
– Да, надо обязательно! Получилось? Все отлично, теперь можете не переживать.
– Спасибо вам большое! Там же вся моя пенсия, вы нас просто спасли!

Потом смотрю, у меня деньги пропадают с карточки. Я позвонила в банк. Они проверили, говорят, у вас все в порядке, вы сами со своего телефона все операции делаете. Ну как так!? Потом разобрались, оказывается, то самое приложение в моем телефоне что хотело, то и делало.”

Казахстанцы недоумевают, “Почему банки официально об этом не предупреждают? Почему за них должны предупреждать клиенты”. Хотелось бы пояснить, что это не так.

“В начале марта 2021 года казахстанские банки сделали совместное обращение, в котором предупредили население, что участились атаки мошенников на клиентов банков и рассказали о самых распространенных схемах аферистов” – заявил Серик Хаджиев.

Криминальные традиции или как обычно работают мошенники?

1. Звонят и представляются сотрудниками банков. Они сообщают о подозрительной операции и выведывают данные для перевода денег со счета клиента. Например, просят сменить пароль в личном кабинете, сообщить новый пароль и секретный код из SMS-сообщений. Используя эти данные, мошенники переводят деньги со счета клиента или даже берут на его имя денежные кредиты.

2. Звонят, сообщают о возможной краже денег со счетов клиента и предлагают ему срочно перевести деньги на “зеркальный счет”, “страховому агенту”, на “страховую ячейку” и т. д. Легенда может быть разной, главное — чтобы клиент перевел деньги на указанные счета. В некоторых случаях с помощью специальных компьютерных программ мошенники могут звонить якобы с номера банка, или с номера, очень похожего на номер банка.

3. Рассылают сообщения по почте или в мессенджерах с иформацией про благотворительные акции, уникальные финансовые услуги, розыгрыши призов и многое другое. В них есть ссылки, по которым нужно ввести персональные данные или совершить банковские операции. Когда человек вводит данные своей карты, мошенники снимают с нее деньги. Также по ссылке может быть вирус, который предоставит мошенникам доступ к вашему приложению.

4. Звонят, говорят, что кто-то пытается зайти в ваш личный кабинет и предлагают скачать приложение для обеспечения дополнительной безопасности. На самом деле это приложение дает мошенникам доступ к вашему телефону. После этого они могут совершать звонки и осуществлять финансовые операции от имени клиента.

“Помните, мошенники стараются испугать человека, заставить его отдать деньги быстро, не дают возможности подумать, сориентироваться в ситуации. Не дайте себя запугать, будьте бдительны! Только вместе мы можем противостоять действиям злоумышленников”. – добавил Серик Хаджиев.

Лучше и не скажешь. А вы сталкивались с мошенниками в Сети? И как вы выходили из этой ситуации? Поделитесь опытом!