Медиаэксперт Эзра Иман опубликовал отчёт 2024-25 Wayfinder Media Trends Report, в котором определил 9 ключевых движущих сил в развитии современных медиа и коммуникации: от растущего влияния искусственного интеллекта до появления персональных медиа-экосистем, в которых остаётся всё меньше места для традиционных СМИ. Мы публикуем краткий обзор отчёта, дополнив его актуальными примерами из медиасферы.
Эзра Иман – советник по технологическому развитию Всемирной газетной ассоциации (WAN-INFRA) и нидерландской вещательной организации NPO. Его отчёт Wayfinder Media Trends Report обобщает многочисленные исследования в области медиа, соцсетей и поведения пользователей в интернете и выделяет на базе них основные треки в развитии медиасферы. Ссылка на каждое исследование дана в полной версии документа.
1. Взаимодействие с ИИ
– Несмотря на большие инвестиции в развитие ИИ, экономическую пользу таких инструментов пока трудно измерить: мнения экспертов разделились по поводу продуктивности генеративного интеллекта. Например, профессор Массачусетского университета Дарон Аджемоглу сомневается, что такие крупные затраты на ИИ оправданы.
– Наблюдается и смена фокуса с расширения моделей ИИ на их улучшение. В отчёте предполагается, что это связано с сокращением количества информации, доступной генеративному интеллекту.– Отчёт обращает внимание на «мягкую пользу» ИИ – возможность гибко применять его инструменты, развивать с их помощью навыки сотрудников и улучшать опыт пользователей. Например, IT-отделы компаний используют ИИ для оптимизации сайтов, что совершенствует их работу. По сравнению с «твёрдой пользой» (увеличение прибыли) эту выгоду оценить сложнее, но её конечные результаты повлияют на будущее медиа.
2. Управление системами ИИ
– В отчёте подчёркивается, что люди должны изменить отношение к генеративному интеллекту: начать обращаться с ним как с равным коллегой. Теперь многие модели умеют выполнять несколько сложных задач одновременно: ИИ от Adobe, например, умеет создавать и продлевать видео.
– Хотя генеративные инструменты могут помочь медиа в работе, только 10% редакций успешно внедрили ИИ в свои повседневные задачи. По данным американской консалтинговой группы BCG, это происходит из-за нехваток ресурсов, данных и нужной инфраструктуры.
– Одна другой, «радикальный» пример интеграции ИИ в медиа – синтетические журналисты. Так редакции из разных точек мира (в Польше и США) активно используют таких «сотрудников» из-за экономии и скорости производства контента.
3. Поиск историй и информации
– Несмотря на активное развитие и улучшение ИИ-поисковиков, молодые люди (66%) продолжают потреблять информацию из соцсетей (TikTok, Instagram и Meta) – пока они используют их как поисковые системы. Только 55% пользователей обращаются к Google за информацией, а 2% спрашивают напрямую у чат-ботов.
– Структура ответов чат-ботов пока непривычна для пользователей. Она строится вокруг запроса, включая краткий пересказ информации и ссылки на источники. Это отличается от поиска в Google, где юзеру нужно переходить на отдельные сайты в поиске данных, самостоятельно изучать их, оценивать и обобщать. ИИ-поиск меняет само представление о том, как добывается информация, потому что всю эту работу он берёт на себя. Однако точность ИИ-ответов остаётся под вопросом.
– При этом многие медиа заключают сделки с технологическими компаниями для обучения ИИ на их материалах. Так ChatGPT учится на статьях Vogue, The New Yorker, Cosmopolitan и др. По информации из отчёта, эти сделки не всегда выгодны для редакций – например, условия для мелких медиа будут хуже, чем для крупных.
4. Выход за рамки существующих форматов
– 80% пользователей считают ИИ полезным инструментом и используют его для различных задач: анализ данных и озвучка текстов. Согласно отчёту, интерактивные интерфейсы генеративных инструментов упрощают и процесс создания видео-контента – например, озвучки на разных языках.
– Youtube продолжает набирать популярность: платформа всё больше привлекает юзеров разнообразием видео и вытесняет традиционное телевидение. Примечательно, что видеохостинг стал лидером среди аудиоплатформ (Spotify и Apple) по прослушиваниям подкастов.
– Появились и новые медиаформаты – «гибкий» контент, который приспосабливается к запросам пользователям, а сами юзеры активно участвуют в процессе изменения повествования. К примеру, теперь можно создавать ИИ-подкасты с синтетическими ведущими.
5. Связь между медиа и аудиторией
– Люди больше обращаются к блогерам и ищут контент, который связан с их увлечениями. Как подчёркивает отчёт, в сети люди ищут контакта. А вот журналистская индустрия, которая отходит от связи с людьми в сторону автоматизации и анонимности, рискует не преодолеть разрыв доверия.
– Любопытно, что инфлюенсеры могут быть даже ненастоящими людьми, а сгенерироваными ИИ. Американское исследование The Influencer Marketing Factory опросило 1000 пользователей из США и узнало их мнение о виртуальных блоггерах: 49% респондентов подписано на таких инфлюенсеров из любопытства, 36% – ради развлечения, 30% – из-за личных качеств персонажа. Всего 19% опрошенных людей доверяют таким блогерам.
6. Эпоха соло-творцов и техно-империй
– Больше 50 млн авторов контента зарабатывают онлайн. Ожидается, что экономика авторского контента достигнет 480 миллиардов долларов к 2027 году. Это стало возможно благодаря нескольким факторам: недоверие традиционным СМИ, частота и высокое качество публикуемого контента блогерами, разнообразие нишевых роликов, а также заинтересованность молодой аудитории в таком контенте.
– Кроме того, стало проще получать доход с помощью монетизации: например, в TikTok можно проводить прямые эфиры или установить уровни подписки, вроде модели Patreon.
– Экономика авторского контента обещает независимость. Однако в основе этого процветающего творчества лежит фундамент под контролем лишь несколько крупных компаний. Google обрабатывает 8,5 миллиардов поисковых запросов каждый день. Meta доминирует в социальных связях. Amazon управляет облаком. Это парадокс цифровой эпохи – творчество становится децентрализованным, а инфраструктура консолидированной.
7. Жизнь внутри слоёв медиа
– Молодые люди не «сидят» в интернете, они по нему «плывут». Границы разных типов контента размываются, преобразуя его в один сплошной поток, где значимым становится то, что «всплывает» в ленте. Согласно отчёту, молодые люди проводят в интернете около 7 часов в день. Зачастую они потребляют развлекательный контент, не требующий усилий или глубоких размышлений.
– Кроме того, поколение Z и миллениалы чувствуют себя комфортнее онлайн, чем во время живого общения. Релевантное становится важнее, чем реальное.
– Новые технологии всё больше интегрируются в повседневную жизнь. При этом ИИ не просто отвечает на вопросы, но анализирует предметы вокруг и прислушивается к предпочтениям пользователя.
– Несмотря на позитивные аспекты ИИ, есть и ряд связанных с ним опасностей. Например, в беспроводные наушники от Apple теперь интегрированы специальные датчики, которые фиксируют мозговую активность во время прослушивания музыки. В отчёте эту практику называют «прослушиванием» человеческих мыслей.
– Рынок ИИ-аватаров продолжает расти: их можно использовать во время онлайн-конференций. По подсчётам исследования Digital Avatar Market, общая стоимость рынка таких аватаров составит 700 млрд долларов США к 2033 году. Например, сотрудники компании Audi могут общаться с помощью ИИ-аватаров на специальной платформе.
8. Доверие к СМИ
– Уровень доверия к медиа низок: 48% людей постоянно ставят под сомнение новости из СМИ, но ещё больше людей (59%) – оригинальность контента на онлайн-платформах. Примечательно, что правительства (50%), НГО (54%) и бизнес (59%) вызывают больше доверия.
– Также пользователи по всему миру меньше всего (48%) верят, что СМИ смогут приспособиться к изменениям в мире. И это неспроста: количество дипфейков с 2023 года выросло на 464%, а случаев дезинформации – 1124%. Так, за пару кликов можно создать фейк с лицом знаменитого человека и использовать его для продвижения финансовых схем.
9. Будущее с искусственным интеллектом
– Искусственный интеллект уже появился и на рабочих местах, но как «теневой» инструмент: 50% сотрудников используют его без разрешения, 64% выдают результаты работы ИИ за свои, а 70% начинают применять его без какого-либо обучения в области этики.
– Дети в возрасте от 8 до 15 лет также активно осваивают генеративные инструменты – от ChatGPT (37%) до Microsoft Copilot (17%). Когда они выйдут на рынок труда, ИИ уже не будет восприниматься как новая технология. Наоборот, он станет таким же базовым инструментом, как электронная почта.
Алина Горюнова, Соль