Национальная палата предпринимателей «Атамекен» провела первый анонимный независимый опрос среди участников внешнеэкономической деятельности по итогам внедрения новой информационной системы НИП «КЕДЕН». Опрос стал частью мониторинга одного из ключевых инструментов системы – подачи предварительной информации (ПИ), предназначенной для упрощения регистрации прибытия товаров и транспорта на автопунктах пропуска, а также для автоматического преобразования ПИ в транзитную декларацию.
Цель инициативы НПП – собрать объективную обратную связь от реальных пользователей системы после её запуска на автопунктах пропуска в Казахстане.
Итоги опроса, запущенного 20 марта 2025 года, говорят сами за себя: у бизнеса накопилось немало критики, которую они передали в анонимной форме. Среди участников:
50% – таможенные представители (брокеры)
46,3% – перевозчики и экспедиторы
Лишь 3,7% занимаются самостоятельным декларированием.
Таким образом, собранные ответы являются мнением профессионального сообщества, ежедневно сталкивающегося с новой системой в «полевых условиях».
1. Ожидания относительно улучшений в сравнении с предыдущей системой «АСТАНА-1» не оправдались:
75,9% респондентов не увидели никакого удобства.
2. Время – деньги, и теряются они в очередях
50% тратят на подачу ПИ от 1 до 8 часов
23,1% – более 24 часов, что значительно превышает разумные сроки и негативно сказывается на логистических цепочках и расходах бизнеса.
3. Рост затрат
Лишь 44,2% отметили, что их расходы остались прежними
42,3% – зафиксировали увеличение затрат, как прямых, так и косвенных.
4. Частота ошибок
47,2% пользователей регулярно сталкиваются с ошибками со стороны таможни
Еще 39,6% винят техническую неподготовленность самой инфраструктуры.
Фактически, почти 9 из 10 респондентов заявляют о системных сбоях, мешающих бесперебойной работе.
5. Слабая информационная поддержка
43,4% заявили, что не получали никакой информации о запуске и работе новой системы
Только 35,8% участвовали в обучении или тестировании функционала.
Низкий охват информационной кампании может объяснять часть проблем – от недопонимания процесса до неправильного заполнения данных.
Вместе с тем, половина респондентов (50%) признались, что ошибки устраняются только после подачи жалоб в адрес КГД или разработчиков.
Так, результаты опроса указали на наличие существенных проблем в реализации и эксплуатации системы НИП «КЕДЕН»:
чрезмерные затраты времени и средств
высокая вероятность ошибок
слабая информационная и техническая поддержка.
Национальная палата «Атамекен» продолжит мониторинг ситуации и сбор обратной связи от участников ВЭД для выработки дальнейших конструктивных решений.