Домой Технологии Интернет и сеть Система «КЕДЕН» глазами бизнеса – неудобно, долго, дорого…

Система «КЕДЕН» глазами бизнеса – неудобно, долго, дорого…

82

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» провела первый анонимный независимый опрос среди участников внешнеэкономической деятельности по итогам внедрения новой информационной системы НИП «КЕДЕН». Опрос стал частью мониторинга одного из ключевых инструментов системы – подачи предварительной информации (ПИ), предназначенной для упрощения регистрации прибытия товаров и транспорта на автопунктах пропуска, а также для автоматического преобразования ПИ в транзитную декларацию.

Цель инициативы НПП – собрать объективную обратную связь от реальных пользователей системы после её запуска на автопунктах пропуска в Казахстане.

Итоги опроса, запущенного 20 марта 2025 года, говорят сами за себя: у бизнеса накопилось немало критики, которую они передали в анонимной форме. Среди участников:

50% – таможенные представители (брокеры)

46,3% – перевозчики и экспедиторы

Лишь 3,7% занимаются самостоятельным декларированием.

Таким образом, собранные ответы являются мнением профессионального сообщества, ежедневно сталкивающегося с новой системой в «полевых условиях».

1. Ожидания относительно улучшений в сравнении с предыдущей системой «АСТАНА-1» не оправдались:

75,9% респондентов не увидели никакого удобства.

2. Время – деньги, и теряются они в очередях

50% тратят на подачу ПИ от 1 до 8 часов

23,1% – более 24 часов, что значительно превышает разумные сроки и негативно сказывается на логистических цепочках и расходах бизнеса.

3. Рост затрат

Лишь 44,2% отметили, что их расходы остались прежними

42,3% – зафиксировали увеличение затрат, как прямых, так и косвенных.

4. Частота ошибок

47,2% пользователей регулярно сталкиваются с ошибками со стороны таможни

Еще 39,6% винят техническую неподготовленность самой инфраструктуры.

Фактически, почти 9 из 10 респондентов заявляют о системных сбоях, мешающих бесперебойной работе.

5. Слабая информационная поддержка

43,4% заявили, что не получали никакой информации о запуске и работе новой системы

Только 35,8% участвовали в обучении или тестировании функционала.

Низкий охват информационной кампании может объяснять часть проблем – от недопонимания процесса до неправильного заполнения данных.

Вместе с тем, половина респондентов (50%) признались, что ошибки устраняются только после подачи жалоб в адрес КГД или разработчиков.

Так, результаты опроса указали на наличие существенных проблем в реализации и эксплуатации системы НИП «КЕДЕН»:

чрезмерные затраты времени и средств

высокая вероятность ошибок

слабая информационная и техническая поддержка.

Национальная палата «Атамекен» продолжит мониторинг ситуации и сбор обратной связи от участников ВЭД для выработки дальнейших конструктивных решений.