Домой Профессионал Аналитика Школы и ВУЗы начинают учебный год с перебоями в “дистанционке”

Школы и ВУЗы начинают учебный год с перебоями в “дистанционке”

491

Проблемы с дистанционным образованием в Казахстане начались сразу после введения ЧП в марте этого года. В ряде населенных пунктов обнаружились проблемы с доступом к интернету. В сети стали гулять фотографии школьников, которые залезают на крыши домов, чтобы “поймать” сигнал связи. Учителя вынуждены были срочно корректировать образовательную программу и учиться работать онлайн. Казалось бы, после передышки на летних каникулах, школы и университеты должны разобраться со всеми техническими вопросами и начать новый год без ошибок минувшей весны. Однако как показывает общественный переполох, начавшийся в первых числах сентября, дистанционное образование остается для страны нелегким вызовом.

ПЕРЕЗАГРУЗКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

По подсчетам МОН, в начале этого учебного года в формате дистанционного обучения с будут обучаться 2,6 миллионов учащихся школ (79%), остальные, в основном, сельские жители, будут учиться в штатном режиме в малокомплектных школах с соблюдением карантинных мер. Для ВУЗов обучение в первом семестре в основном будет проводиться дистанционно.

Комментируя в начале августа процесс работы перехода на дистанционное обучение, глава МОН Асхат Аймагамбетов отметил, что МОН и правительство подготовили ряд мер для того, чтобы переход на онлайн этой осенью прошел как можно более безболезненно. Нововведения коснулись обучения учителей и руководства школ и ВУЗов обучению в формате онлайн, разработки новых казахстанских интернет-платформ, передачи техники для нуждающихся учащихся и учителей, а также дополнительной установки сетей Интернет. По сообщению Аймагамбетова, для школ будет снято более 6 тысяч телеуроков для ТВ-каналов и будут установлены спутниковые антенны в тех местах, где их нет.  В этот же день премьер-министр Аскар Мамин заявил, что правительство передаст полмиллиона компьютеров детям из нуждающихся семей, а чуть позже МОН развернуло акцию с просьбой к меценатам помочь школьникам купить новые компьютеры, на которую откликнулись бизнесмены из разных городов. 

Не только отдельные органы, но и государственные программы нацелены на ускоренную цифровизацию всей страны. Как сообщал еще в 2019 году экс-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев, до конца 2020 года 880 сельских населенных пунктов с населением 250 и более жителей будут обеспечены широкополосным доступом к сети Интернет, а до конца 2022 года –  97% населения Казахстана. Для оставшихся 3% населения будет обеспечена техническая возможность применения спутниковых технологий.   

Но несмотря на реальные сдвиги, сегодняшнюю реальность нельзя назвать оптимистичной. В начале апреля, когда в стране бушевали первые скандалы вокруг проблем с дистанционным образованием, президент Касым-Жомарт Токаев поручил внести коррективы в программу “Цифровой Казахстан”, отметив, что казахстанская интернет-система не выдержала испытания на прочность, а министр образования и науки Аймагамбетов признал, что дистанционное обучение никак не может являться равноценным традиционному формату. К сентябрю 2020 года, когда школы и ВУЗы вновь столкнулись с необходимостью обучения онлайн, проблемы дистанционного обучения опять встали “ребром”.

ПАНДЕМИЯ НЕ НАУКА 

Школы и ВУЗы начинают учебный год с перебоями в “дистанционке”
Фото взято с сайта pixabay.com

Начиная с 1 сентября, учителя, ученики и родители жалуются на то, что программы интернет-платформ не работают как надо, и проведение уроков и лекций превратилось в бой с приложениями, которые “выкидывают” участников из онлайн-встреч.

Учиться стало невозможно, – жалуется старшеклассница Амина, учащаяся в одной из алматинских школ. –  Нам учителя говорили, что все будет нормально. Но в итоге [мы] всем классом зашли через Zoom, с горем пополам, но у меня программа все время виснет, и также у некоторых других. Может, это от того, что нас тридцать человек?

В итоге, как пояснила Амина, все сводится к тому, что учителя просто скидывают материалы в чаты в Whatsapp и общаются с учениками голосовыми записями. Что до уроков по телевидению, они все равно не покрывают все нужные материалы. 

Я учусь по интернету, – поясняет Амина. – Теперь, если нужно пройти новый урок, я лучше сама все быстро найду в Google, чем буду смотреть телевизор – на YouTube и вообще в сети много материалов, так что если хочешь, всегда найдешь ответ на свой вопрос.

Программы Zoom, Google Classroom / Meet / Hangout и Skype испытывают большие нагрузки от возросшего количества пользователей по всему миру. Особенно это касается американского сервиса Zoom, охват которого уже превысил 200 миллионов пользователей в день и более 90 000 школ в разных странах.  Несмотря на то, что конференции Zoom позволяют включить до 1000 участников, система неоднократно давала сбой при подключении большого количества людей; более того, компания SecurityLab нашла в приложении Zoom для Windows уязвимости для мошенников.  

Казахстанского антидота Zoom-у пока не предвидится, однако уже сейчас в стране есть свои интернет-платформы для разных функций онлайн-обучения, такие как FluentClass, Platonus, Daryn и другие. Недавно была создана новая образовательная платформа Online-Mektep для школ, с помощью которой ученики могут получать и выполнять задания, однако уже в первые дни они вызвала нарекания со стороны пользователей. 

В Центре новых технологий в образовании уже пообещали в кратчайшие сроки разобраться с проблемой. По мнению директора городского научно-методического Андрея Дупик, неполадки технического плана, касающиеся казахстанских образовательных платформ, связаны с огромной нагрузкой на платформы, которые ежедневно посещают более 3000 человек. 

Что касается проблем с обеспеченностью техники и плохой интернет-связью, то здесь тоже не все гладко. Стоит учитывать, что не все обучающиеся, в особенности из малообеспеченных семей, могут позволить себе пользоваться Интернетом. Несмотря на то, что стоимость Интернета в Казахстане остается одной из самых низких в мире, для семей с небольшим заработком это все еще существенная цена: сейчас тарифная сетка Интернет-провайдеров колеблется от 1190 KZT в месяц и выше.

Между тем, учебная четверть только началась, и для более чем 2.6 миллионов школьников и большого количества студентов и педагогов эти месяцы обещают быть нескучными. С учетом того, что перевод обучения на онлайн изначально был связан со множеством других “но”, едва ли можно обвинять МОН или министра Аймагамбетова за все перебои учебного процесса: в условиях, когда страна плохо оснащена как интернетом, так и базовой рабочей техникой, подобный переход и не обещал быть легким. 

Остается надеяться, что новый план Илона Маска, который обещал подключить к беспроводному Интернету все население Земли посредством космического спутника, когда-нибудь поможет Казахстану и другим странам-таки выиграть борьбу с переходом в онлайн-формат. Либо же имплант, который Маск собирается вживлять в мозг обычных людей, будет идти вкупе с тарифом на безлимитный wifi.  

Главное фото взято с сайта pixabay.com