Домой Профессионал Аналитика Рынок дополненной реальности сейчас и в недалеком будущем

Рынок дополненной реальности сейчас и в недалеком будущем

1988

Хотя пандемия COVID-19 нанесла ущерб одним рынкам, она одновременно способствует росту других. Среди них — рынок средств дополненной реальности (AR), возможности которых востребованы при удаленном оказании помощи, обучении и работе.

По оценке специалистов консалтинговой компании ABI Research, к 2025 году общая стоимость рынка дополненной реальности превысит 140 млрд долларов.

«В то время как корпоративное использование в последние годы доминировало в разговорах о дополненной реальности, ситуация меняется. Все технологические компании, которые могут изменить рынки в глобальном масштабе, уже напрямую вовлечены в AR, и многие из них планируют более целенаправленную работу с оборудованием AR в течение следующих двух-трех лет, — считает Эрик Аббруззезе (Eric Abbruzzese), директор по исследованиям ABI Research. — В итоге рынок AR переключится с предприятий на потребителей, что принесет пользу обеим сторонам за счет усиления конкуренции».

Рынок дополненной реальности сейчас и в недалеком будущем

Ожидается, что описанная тенденция в течение следующих пяти лет найдет отражение в моделях роста продаж аппаратного обеспечения и контента дополненной реальности. При этом к наиболее быстрорастущим сегментам отнесены медиа, развлечения, розничная торговля и маркетинг.

Некоторые люди до сих пор путают дополненную реальность c виртуальной. Дополненная реальность (AR)– это технология частичного внедрения в реальную жизнь виртуальной информации, которая воспринимается как элементы реальной жизни. В то время как виртуальная реальность (VR) является искусственно созданным миром, в который погружается человек. 

Сидя на диване в очках виртуальной реальности, можно, например, совершить виртуальный тур по интересующему отелю, курорту в любом другом уголке земного шара. При желании можно пережить опыт прыжка с парашютом или полетать на воздушном шаре над выбранной местностью. Благодаря дополненной реальности, визуализация в архитектуре и строительстве переходит на качественно новый уровень, позволяя на этапе проектирования увидеть конечный результат, благодаря чему снижаются риски в производственном процессе.

Google улучшает работу дополненной реальности на смартфонах

2 марта стало известно, что компания Google обновила SDK для работы приложений с дополненной реальностью. Как отмечает издание Android Police, в нём компания улучшила производительность приложений с дополненной реальностью на смартфонах с двумя камерами.

Рынок дополненной реальности сейчас и в недалеком будущем

В официальном отчёте о нововведении ARCore компании сообщается, что поддержка двух камер для улучшения работы дополненной реальности появится в ближайшую неделю. На данный момент среди поддерживаемых устройств упомянуты лишь Pixel 4 и Pixel 4 XL от Google, которые вышли в 2019 году.

И это довольно странно, так как актуальными смартфонами Pixel с двумя камерами на данный момент являются Pixel 5 и Pixel 4a 5G. Возможно, их поддержка пока не реализуется из-за того, что в них установлены ультраширокоугольные модули в качестве дополнительных сенсоров. В то время как у Pixel 4 и Pixel 4 XL, помимо основной камеры, используется телефотомодуль с оптическим приближением. Вполне возможно, что модели с оптическим приближением помогают алгоритмам лучше анализировать карту глубины окружения.

Как отмечает The Verge, подобный случай является нерешительностью Google по поводу дополнительных модулей камеры. Во времена Pixel 2 и 3 компания выступала против использования дополнительных сенсоров камер, заявляя, что её программные алгоритмы способны из одной камеры «выжать» максимум. К примеру, в Pixel 4a реализован алгоритм на основе нейросети, который позволяет делать фотографии с цифровым двухкратным увеличением, которые по качеству сопоставимы с оптическим. Спустя год после заявлений про одну камеру в Pixel 4 была добавлена дополнительная камера с оптическим приближением, а в Pixel 5 она была заменена на сверхширокоугольный модуль.

Эталонный дизайн лёгких AR-очков с подключением к смартфону

Компания Qualcomm в первую очередь известна как производитель чипов, но совсем недавно она представила новый эталонный дизайн очков дополненной реальности. Устройства на его основе можно будет подключать к смартфону или компьютеру посредством разъёма USB-C. Система, получившая название XR1 Smart Viewer, будет лёгкой и компактной. Её дизайн приближён к обычным солнцезащитным очкам. Сообщается, что первое устройство на базе XR1 Smart Viewer будет выпущено уже в середине этого года.

Рынок дополненной реальности сейчас и в недалеком будущем

XR1 Smart Viewer разработан как аксессуар для смартфона или компьютера, а не как самостоятельный продукт. Устройство использует два OLED-дисплея с разрешением Full HD и частотой обновления 90 Гц. В очках применяется массив камер и датчиков, что позволяет реализовать такие возможности, как отслеживание положения рук пользователя в пространстве, а также обнаружение плоскостей в окружающей среде. Благодаря этому устройство позволит пользователю, к примеру, вывести несколько виртуальных окон на стену, или разместить виртуальный объект на столе и взаимодействовать с ним при помощи жестов. Тем не менее, как и большинство очков дополненной реальности, XR1 Smart Viewer имеет достаточно узкий угол обзора в 45 градусов, что примерно соответствует показателю Microsoft HoloLens 2.

Lenovo уже анонсировала продукт, основанный на эталонном дизайне XR1 Smart Viewer. Речь идёт об очках ThinkReality A3, которые были представлены на выставке CES 2021 в январе. Устройство выйдет на рынок в середине этого года, однако его цена пока неизвестна.

Рынок дополненной реальности сейчас и в недалеком будущем

XR1 Smart Viewer отличается от представленных ранее платформ Snapdragon XR1 и XR2, представляющих собой полноценные наборы микросхем для очков виртуальной и дополненной реальности. Новое устройство полагается на компьютер или смартфон и не может функционировать самостоятельно. Именно благодаря такому компромиссу XR1 Smart Viewer приближается по габаритам к обыкновенным очкам.

Qualcomm последние пару лет активно продвигает технологии дополненной реальности. Компания уверена, что AR-гарнитуры могут стимулировать зарождающийся рынок 5G за счёт популяризации приложений смешанной реальности, нуждающихся в высокой пропускной способности сетей. Ранее Qualcomm сотрудничала с китайской компанией Neral, разрабатывающей AR-гарнитуры для потребительского рынка. Гарнитура Neral Light в конце прошлого года дебютировала в Южной Корее и Японии, а в этом году ожидается её выход на рынки США и Европы. Как и в случае с XR1 Smart Viewer, для работы устройства необходимо подключение к смартфону. Стоит отметить, что планы по запуску подобного устройства в этом году озвучивала и Facebook.

Новая революция Apple после iPhone

Аналитик Tianfeng International Минг-Чи Куо (Ming-Chi Kuo) сообщает, что компания Apple выпустит гарнитуру виртуальной реальности в 2022 году, и только в 2025 году в продажу поступят очки дополненной реальности.

“Мы ожидаем, что развитие технологий смешанной и дополненной реальности Apple будет включать три этапа: 2022 году выйдет гарнитура, носимая на голове, в 2025 году появятся очки дополненной реальности, а после 2030 компания перейдёт на контактные линзы с современными технологиями. Гарнитура будет включать в себя технологии дополненной и виртуальной реальности. А очки и контактные линзы — только технологию дополненной реальности.” – отметил Минг-Чи Куо.

Рынок дополненной реальности сейчас и в недалеком будущем

По его данным, прототипы шлемов смешанной реальности Apple весят 200-300 г. Если Apple сможет решить технические проблемы, масса будет снижена до 100-200 г. Это позволит гарнитуре Apple стать гораздо легче решений конкурентов. Минг-Чи Куо прогнозирует, что из-за сложности конструкции цена этой гарнитуры в США составит около 1000 долларов, что соответствует цене «iPhone высокого класса».

Аналитик добавил, что эта гарнитура будет оснащена дисплеем Sony Micro-OLED и несколькими оптическими модулями, чтобы обеспечить «прозрачную дополненную реальность», добавив, что эта гарнитура «также может обеспечить ощущение виртуальной реальности». Новый продукт будет «портативным» с независимыми вычислительными мощностями и пространством для хранения.

Рынок дополненной реальности сейчас и в недалеком будущем

“Несмотря на то, что Apple уделяет большое внимание дополненной реальности, мы считаем, что аппаратные характеристики этого продукта могут обеспечить более яркие впечатления, чем существующие продукты виртуальной реальности. Мы считаем, что Apple может использовать этот шлем с разными приложениями, такими как Apple TV+, Apple Arcade и т.д. ” – конец цитаты.

Также стало известно, что предстоящая гарнитура смешанной реальности Apple будет иметь в общей сложности пятнадцать камер.

Восемь из пятнадцати модулей будет использоваться для визуализации дополненной реальности, шесть — для «инновационной биометрии», а ещё один разработчики планируют задействовать для обнаружения окружающей среды. Поставщиком большей части модулей выступит компания Largan.

Рынок дополненной реальности сейчас и в недалеком будущем
Oculus Rift

Данная уточняющая информация о количестве камер, помещённых в первую гарнитуру смешанной реальности Apple, появилась после недавней новости о том, что устройство должно быть выпущено уже в 2022 году.

Что касается очков дополненной реальности от Apple, которые выйдут в 2025 году, то прототипов пока нет, но зато есть информация.

Apple Glass смогут обнаруживать различные звуки

Недавно на phonearena.com появилась информация об очередном патенте Apple, описывающем возможности грядущей AR/VR гарнитуры компании, которой приписывают название Apple Glass. Согласно свежим данным, устройство сможет обнаруживать звук и направлять пользователя к его источнику.

Рынок дополненной реальности сейчас и в недалеком будущем

В патенте конкретно не говорится, что эта функция предназначена для Apple Glass. Вместо этого, в заявке используется формулировка «устройство с креплением на голову». Сообщается, что гарнитура сможет использовать звуковые данные, собранные массивом разнонаправленных микрофонов, для определения местоположения источника звука. Патент не описывает, как именно будет выполняться обработка звуков, однако в нём отмечается возможность отображения уведомлений при обнаружении определённых звуков.

Рынок дополненной реальности сейчас и в недалеком будущем

Сообщается, что микрофоны, которыми будет оснащена гарнитура, смогут улавливать звуки, неуловимые человеческим ухом. Благодаря тому, что микрофоны будут расположены в разных частях устройства, они смогут определять расположение источников звука, а затем направлять к ним пользователям при помощи средств визуальной индикации. Кроме того, для воспроизведения звука гарнитура будет оснащена динамиком.

Напомним, тот факт, что технология описана в патенте, вовсе не гарантирует, что она найдёт применение в конечном устройстве.

Перспективные очки дополненной реальности Samsung

Samsung уже много лет работает над очками дополненной реальности, но никто не знал, каким видит компания такое амбициозное носимое вычислительное устройство — до недавнего дня.

Рынок дополненной реальности сейчас и в недалеком будущем

В конце февраля в сети появилось видео, в котором некто изобразил, как будут выглядеть грядущие AR-очки от Samsung. Помимо внешнего вида устройства, концепт-дизайнер показал и функциональные возможности новинки.

Опубликовал ролик популярный интернет-инсайдер WalkingCat — ранее он часто делился достоверной информацией о грядущих новинках. В его свежей публикации можно увидеть сразу два девайса: «Samsung Glasses Lite» и «Samsung AR Glasses», пишет The Verge.

Lite-версия очень сильно напоминает по своей «философии» представленные годами ранее Google Glass. Устройство также проецирует перед глазами информацию, при этом оно имеет и «режим солнечных очков», способный элементарно защитить глаза.

Рынок дополненной реальности сейчас и в недалеком будущем
Samsung Glasses Lite в действии

AR-версия устройства больше походит на Microsoft HoloLens. Устройство способно не просто проецировать изображение перед глазами, но и полноценно вовлекать пользователя за счёт «накладывания» дополненной реальности на настоящую.

Рынок дополненной реальности сейчас и в недалеком будущем
Один из сценариев использования Samsung AR Glasses — творчество

Очки могут проецировать гигантский виртуальный экран, на котором можно играть, работать на ПК или насладиться просмотром кино. Также аппарат может включать автоматический затемняющий режим солнцезащитных очков или выступать как шлем просмотра от первого лица для дрона.

К сожалению, компания Samsung так и не сделала никаких анонсов относительно подобных девайсов. Но учитывая, что Apple пророчат скорый выпуск своих Apple Glasses, велик шанс, что корейский техногигант готовит уже нечто подобное для нас.

Дополненная реальность в хирургии

Как бы часто ИТ-гиганты не кормили нас завтраками, мы уже можем наблюдать реальную пользу от технологий дополненной реальности. Команда университетской клиники Балгриста (Цюрих) успешно выполнила первую операцию на позвоночнике с голографической навигацией. Технология была разработана в университетской больнице в рамках проекта с участием исследователей Высшей технологической школы Цюриха (ETH Zurich). Пациент чувствует себя хорошо, а хирургов будто бы наделили рентгеновским зрением.

Рынок дополненной реальности сейчас и в недалеком будущем

Университетская больница Балгриста занимается проблемами опорно-двигательного аппарата. Это предполагает частую работу на позвоночнике, сложную и рискованную. В клинике несколько последних лет совместно со специалистами ETH Zurich разрабатывали систему дополненной реальности, которая должна была помочь хирургу в этой работе. Например, хирург в очках дополненной реальности мог одновременно видеть живой орган пациента и совмещённое с ним томографическое изображение органа. В частности, это позволяло прогнозировать насколько далеко, как именно и под каким углом войдут в кость скрепляющие шурупы.

Первая операция с использованием очков дополненной реальности была проведена в начале этого месяца. Операцию провёл директор клиники и главный хирург Мазда Фаршад (Mazda Farshad). «AR усиливает чувства хирурга и улучшает его восприятие», — сказал Фаршад. На страничке ETH Zurich есть видео с кадрами из операционной. В нём можно увидеть работу дополненной реальности (примеры навигации) во время операции.

Технологии дополненной реальности в Казахстане

По сообщениям inbusiness.kz препятствием для развития технологии дополненной реальности в Казахстане является дефицит кадров.

«В наших вузах нет таких специальностей, как разработка цифровых игр, 3D дизайн и т.д. Поэтому специалистам приходится заканчивать дополнительные курсы, либо учиться технологии самостоятельно. При этом спрос на кадровом рынке им никто не гарантирует. Это узкоспециализированное направление, где работодателям тяжело найти разработчиков, а разработчикам сложно найти применение своим знаниям и опыту», – поясняет Бинур Макеев, руководитель проекта казахстанского мобильного приложения дополненной реальности Focus on.

Рынок дополненной реальности сейчас и в недалеком будущем

Небольшое количество проектов вокруг технологии дополненной реальности обусловлено экономическими и техническими нюансами. Проблема всех приложений с технологией AR кроется в низком показателе удержания уже привлеченных пользователей (retention rate), и высоком показателе оттока пользователей (churn rate). Взаимодействие с AR приложением редко обуславливается конкретной потребностью, чаще всего это импульсный интерес, который не ярко выражен и базируется на любопытстве, развлекающей составляющей.

«После взаимодействия людей с продуктом нужно придумывать что-то новое, делать призыв к действию. Если этот интерес не поддерживать, то будет отток. Например, в нашем приложении старого образца был функционал, который нес практическую ценность для пользователя при взаимодействии, в приложении были подарки, скидки и т.д. Другой вариант – объединение пользователей в идеологическое сообщество, условно прогрессивных любителей Алматы. Для охвата пользователей мы, в первую очередь, стараемся по максимуму использовать сарафанное радио, задействуем собственные каналы распространения информации – соцсети и push-уведомления. Отлично работают росс-маркетинговые активности с партнерами, которые тоже к нам приводят определенную часть своей аудитории. Обычно это обоюдные старания по части увеличения охвата пользователей», – объясняет Бинур Макеев.

По его словам, AR не избежать развития, в случае создания на нее искусственного спроса государством. Если же этого не случится, то развитие технологии по-прежнему будет зависеть от энтузиастов и общих изменений и трендов технологии в мире. По словам собеседника, у дополненной реальности есть еще два направления, которые могут стать популярными в будущем.

«Первое – производство контента с дополненной реальностью, сейчас это, например, маски в Instagram и прочие специальные фото-видео фильтры. Второе – развитие красочных шоу в дополненной реальности. Когда люди через очки смогут смотреть, например, виртуальные бои монстров на стадионе», – сказал Бинур Макеев.

Итог

Как можно заметить, технологии дополненной реальности только начинают развиваться в глобальном плане. Мы уже имеем кое-какие результаты, но в основном это лишь концепты, ибо рынок дополненной реальности на данный момент ориентирован на будущее. Всё выглядит очень футуристично, жаль лишь ИТ-гиганты пока не торопятся анонсировать реальные устройства и обещают удивить нас только к 2025 году.