Домой Профессионал Аналитика Роботы – помощники или конкуренты? (Часть 1)

Роботы – помощники или конкуренты? (Часть 1)

1219

Автоматизация практически всех профессий – глобальный тренд мирового рынка труда. В ближайшее время он проявится особенно ярко и будет только набирать обороты.

Мы часто не замечаем то, с какой скоростью футуристические прогнозы материализуются в реальной жизни. Но не нужно быть крутым экспертом, чтобы понять, что в течение ближайших десяти лет примерно половина из нас лишится работы, а ещё через пару десятилетий та же участь ждёт большинство оставшихся.

Где реально необходимы роботы

Первое, что приходит на ум — это использование роботов в средах, опасных для человека. Работа под землёй, под водой, в верхних слоях атмосферы или в условиях токсичной/радиоактивной среды — вот где полезны роботы. Однако они сами обладают неким пределом прочности. Поэтому использование робота с неэкранированными элементами управления в средах с высоким гамма-излучением чревато быстрой поломкой дорогостоящего оборудования.

Роботы – помощники или конкуренты? (Часть 1)

Вторая отрасль — сборочные линии машиностроения и электроники. Замена людей на низкооплачиваемых или опасных работах приведет к тому, что черная работа будет выполняться безопаснее, быстрее, дешевле и с большей точностью. В добавок, это сделает вещи и услуги дешевле. Роботы отлично заменяют рабочих у ленты конвейера, быстрее и точнее справляясь с задачами сборки и сварки различных деталей между собой. Уже сейчас в Европе до 60% всех работ на автомобилестроительных заводах выполняют роботы.

Мы уже писали о том, что в Amazon тестируют четыре новых складских робота. Два из них — Ernie и Bert — могут появиться в центрах обработки заказов уже в ближайшее время. Компания сообщила о планах сократить количество случаев травматизма на 50 % к 2025 году. В этом году компания намерена инвестировать более $300 млн в проекты по обеспечению безопасности труда рабочих.

Представители Amazon заявляют, что роботы не заменят всех работников и данная инициатива была запущена лишь в попытках сократить риски. Роботы просто позволяют работникам сосредоточиться на задачах, которые больше всего требуют их внимания, при этом сводя к минимуму возможность получения травм. По словам компании, у неё добавилось более миллиона рабочих мест по всему миру с тех пор, как она начала использовать в 2012 году робототехнику на своих объектах.

Курьеры и почтальоны

Казалось бы, на этом поприще людей заменят дроны, которые давно тестируются во многих странах мира. Они очень впечатляют, но есть много вопросов, касающихся их функциональности. Из-за небольшого размера и малой массы дроны могут носить только мелкогабаритные посылки, а сам беспилотник легко дезориентировать и подбить в воздухе. Но мобильные наземные роботы решат эти проблемы. С 2016 года некоторые коммерческие компании уже начали внедрять что-то подобное в городскую среду, и, вполне вероятно, через 10-15 лет мы и не вспомним о том, что курьерами когда-то были люди… или дроны.

Роботы – помощники или конкуренты? (Часть 1)

Издание ZDNet в статье “Is this the tipping point for delivery by robot?” задается вопросом, не пора ли бизнесу всерьез задуматься о доставке заказов роботами, а не курьерами-людьми.

Отмечается, что компании, разрабатывающие роботов-курьеров и соответствующие логистические решения, в последнее время заметно активизировались. Так, предприятие Starship Technologies, разработчик киберкурьеров, быстро вышла за пределы создания опытных образцов и разворачивает сеть доставки в городе Фэрфакс (Fairfax), где проживает порядка 25 тыс. человек. Сейчас по дорогам городка катаются 20 роботов-доставщиков.

Роботы – помощники или конкуренты? (Часть 1)

Киберкурьеры доставляют покупки из ресторанов и магазинов жителям города. Ранее система доставки роботами начала работать для кампуса Университета Джорджа Мейсона, который находится на юге города и в котором обучается около 34 тыс. человек.

Специалисты издания отмечают, что достаточно много компаний до начала пандемии тестировали роботов-доставщиков, но большинство проектов были в экспериментальной стадии. Несмотря на то, что технологии в этой области быстро развиваются, есть проблемы с законодательством и пешеходами, которые не любят делить тротуар с беспилотными тележками на колесах, которые «путаются под ногами».

Но с началом пандемии часть проблем пропала сама собой — ныне граждане гораздо больше опасаются человека-курьера с вирусом, чем безобидного и стерильного робота.

Роботы – помощники или конкуренты? (Часть 1)

Стартаперы Бауыржан Оспан и Кенжегали Нургалиев создали робота-почтальона для «Казпочты». Об этом сообщает Инновационный кластер по развитию технологичного предпринимательства на базе Назарбаев Университета.

Изобретатели также создали роботов-разведчиков, гидов, военизированных роботов и других. Как отметили в инновационном кластере, популярный и передовой проект для стран СНГ был создан по заказу «Казпочты» — робот почтальон.

Бауыржан Оспан и Кенжегали Нургалиев являются основателями комплексной платформы Qmobot. Благодаря данной платформе любой желающий может меньше чем за год может научиться языкам программирования и при помощи универсального робота-конструктора «Qmobot» создать свой робот. 

Впрочем, некоторые устройства, способные работать в качестве секретарей, разработаны специально для медицинской сферы. Например, Hospi от Panasonic снабжен защищенной камерой для перевозки лекарств или документов, которую можно открыть только ID-картой. Помимо работы в стиле «Подай – принеси», на службе в больнице или поликлинике это устройство может отвечать на вопросы пациентов и посетителей и сопровождать их в нужное место.

Пригодятся медучреждениям и специализированные «курьеры», развозящие лекарства, инструменты, белье, еду и все прочее, что только может быть перевезено. Одни из наиболее известных таких машин – TransCar LTC 2 (платформа, на которую можно поставить в том числе объемные контейнеры) или Tug (напоминает передвижной шкафчик). И здесь мы плавно переходим к еще одной важной отрасли для роботов.

Роботы в медицине

Медицинские роботы – это результат междисциплинарных усилий по автоматизации здравоохранения. Помимо того, что в медицинских учреждениях используются разнообразные вспомогательные роботы-курьеры для транспортировки лекарств, инструментов и прочего, современные технологии позволили роботам тягаться с врачами. В частности, выпускаются роботы для облегчения диагностики заболеваний (включая диагностику в режиме телеприсутствия), проведения хирургических операций, радиационной терапии, реабилитации и т.п.

Роботы – помощники или конкуренты? (Часть 1)

Отдельное направление – роботы, предназначенные для реабилитации пациентов после операций или активной фазы заболеваний. Робопротезы предназначены для постоянного ношения. Медицинские экзоскелеты могут использоваться для возвращения частичной подвижности маломобильным категорям пациентов. Есть даже направление “роботов-таблеток”.

Создаются роботы, призванные облегчить труд медицинского персонала – роботы для проведения инъекций и забора анализов, роботы-тележки для проведения обходов больных. Роботы телеприсутствия могут использоваться для удаленного общения с пациентами их родственников, а также для общения пациентов из разных палат между собой – особенно актуально для инфекционных отделений. 

Роботы не страдают от внешних воздействий, таких как стресс или усталость, а поэтому допускают куда меньше ошибок. Поэтому применение роботов в медицине целесообразно и в тех случаях, где требуется исключительно тонкая работа. Интеллектуальные устройства способны сделать лечение более эффективным и менее травматичным для пациента, снизить риск развития осложнений. Одна из наиболее «роботизированных» областей медицины – хирургия. Роботы в буквальном смысле становятся руками врачей, участвуя в сложнейших операциях.

В эксперименте 2016 года, опубликованном в Science Translational Medicine, автономный робот Smart Tissue более успешно сшивал тонкий кишечник свиньи, чем его соперник — человек. А самым известным и высокотехнологичным роботизированным хирургом можно назвать систему da Vinci. На данном этапе робот не оперирует сам, а лишь подчиняется командам врача.

Последний сидит за специальной консолью и управляет машиной с помощью джойстиков и педалей. За работой он наблюдает через специальный экран, куда выводится многократно увеличенное 3D-изображение в HD-качестве. Еще один ассистент находится у самого робота и помогает переключаться между инструментами. Задачи медицинских роботов da Vinci весьма широки: с их помощью проводятся операции (в том числе сложные и/или нетипичные) на сердце, щитовидной железе, на органах таза и брюшной полости.

Робот-травматолог SpineAssist выпускается израильской компанией Mazor Surgical Technologies. С применением этой технологии уже реализовано почти 500 успешных операций на позвоночнике, причем наименее травматичным и безопасным способом.

Роботы – помощники или конкуренты? (Часть 1)

Робот перед операцией создает трехмерные изображения зоны повреждения, позволяет изучить анатомические особенности пациента и составить детальный план хирургической процедуры. То есть именно робот, а не человек, рекомендует последовательность оперативных действий. Далее SpineAssist делает на участке костной ткани пациента микроскопические отверстия, толщина которых в пять раз меньше человеческого волоса. Через эти отверстия и проводят все необходимые хирургические манипуляции.

Роботы в call-центрах

Большая часть ежедневных бизнес-коммуникаций – это диалоги, которые могут быть алгоритмизированы, т.е. обрабатываться без оператора. Множество однотипных телефонных и текстовых коммуникаций буквально созданы для того, чтобы вы поручили их роботам, а людям передали задачи посложнее и поинтереснее.

Роботы – помощники или конкуренты? (Часть 1)

Прием входящих запросов от клиентов, консультации и грамотные исходящие коммуникации, автоматизация рутины – работа, которую возьмет на себя облачный (или реализованный на площадке вашей компании) сервис высокой доступности, способный обрабатывать обращения по настраиваемым сценариям.

Конечно, все мы привыкли к системе автоматизированного ответа: банки, мобильные операторы и муниципальные службы давно приучили нас к такой реальности. Сейчас автоматические ответы предусмотрены как помощь при самых распространенных запросах. Но благодаря ИИ в будущем общение с клиентом станет индивидуальным, и «живые» операторы навсегда потеряют свои рабочие места. Кстати, статистика показывает, что общество позитивно относится к таким изменениям — людям проще «обсудить» проблемы с роботом, чем доверяться незнакомому человеку.

Роботы – помощники или конкуренты? (Часть 1)

Самые распространенные роботы в службах – это чат-боты. Быстро написать сообщение во многих случаях намного удобнее, чем звонить. С чат-ботами – роботами, которые умеют переписываться в режиме реального времени, – вы наверняка сталкивались не одну сотню раз. Поскольку технология быстро прогрессирует, чат-боты последнего поколения, например, PIT Vocamate Interactive, вполне способны удивить клиента своей смышленостью. Они умеют определять намерения и потребности, освоили сценарное и ситуационное ведение диалогов и их перевод на другие каналы общения, заказ звонка; их не смущают грамматические ошибки пользователей.

Skype, Viber, Teams, электронная почта, веб-чат, SMS и многие другие программы и сервисы можно задействовать для обеспечения многоканального взаимодействия с заказчиками и при этом быть уверенным, что робот ответит сразу и без отсебятины – исключительно с использованием базы знаний.

Роботы – помощники или конкуренты? (Часть 1)

Если клиенты любят звонить или по каким-то причинам просто вынуждены это делать, к делу подключаются голосовые боты. Они умело поддерживают общение по телефону, используя системы синтеза и распознавания речи, и, кроме того, обрабатывают текстовые запросы из различных источников. Сценарии входящих и исходящих разговоров могут быть весьма разнообразными: здесь все зависит исключительно от бизнес-потребностей. Вот только несколько примеров. Электронный оператор, занимая всего одну телефонную линию, сможет сделать сообщение о спецпредложениях, готовности заказа, задолженностях, провести опрос, дать первичную консультацию, наладить прием и обработку заявок и обращений от населения (скажем, показаний счетчиков).

Роботы – помощники или конкуренты? (Часть 1)

Сейчас существует множество разных сервисов типа voximplant, которые предлагают автоматизацию call-центров практически во всех странах, включая Казахстан. Автоматический обзвон клиентов позволит быстро рассказать о специальных предложениях. Бот запрограммирован дозвониться до каждого. Если клиент окажется занят и не возьмет трубку, бот перезвонит в другое время.

Итог

Роботы и цифровые технологии – привычная повседневность для казахстанцев. Со всеми плюсами и минусами. И множеством проблем, кстати, решить которые можно только старыми, привычными методами. Не всегда к тому же и законными. И тут возникают закономерные вопросы. Нужно ли народу такое цифровое государство? Нужен ли подобному цифровому государству сам народ? И какое место в нём выделят людям? Об этом и о других сферах деятельности, которыми будут заняты роботы, мы поговорим в следующей части нашей статьи.