В середине лета 2021 года на заседании общественного совета города Ассоциация городских такси предложила запустить в Алматы службу такси, автопарк которого будет состоять исключительно из электромобилей.
Озвученные на совете предложения и решения передали в городской акимат и маслихат. И судя по последней информации, заседание не прошло зря – предложение Ассоциации воплощается в жизнь.
Президент республиканской ассоциации городских такси Медет Курманов рассказал об успешном опыте внедрения такси-электрокаров в Нур-Султане. Для экологически чистых автомобилей создали стоянки в столичном аэропорту и на ж/д вокзале, ввели единые тарифы, открыли доступ для поезда по автобусной линии.
“Реализован проект перехода сотрудников акимата на такое такси. Начали с 2018 года, заключили договор на пять лет. Есть аренда для высшего руководства и вызов такси для сотрудников. Сотрудники акимата стали мобильными, количество пользователей сотрудников транспорта увеличилось”, – рассказал он.
Предложения становятся планами
К концу 2021 года в Алматы тоже будут активно возить горожан электромобильные такси. Проект реализуется в рамках программы “Чистый воздух”. Всего на улицы города планируется выпустить 200 электротакси. Проект внесет вклад в улучшение экологической обстановки южной столицы.
Для этого в ассоциации решили внедрить стандарты и правила. На втором этапе электротакси необходимо дать доступ к преференциям (езда по автобусной линии, бесплатная 30-минутная парковка на платных стоянках). Следующим этапом станет перевозка сотрудников акимата. Руководитель проекта “Алматы такси” Михаэлс Квентис подчеркнул, что в Алмате есть вся инфраструктура для зарядки электромобилей: одна станция на 10 электрокаров.
“На сегодняшний день развитием зарядных станций занимается ТОО “Оператор ЭЗС”. Мы рассчитываем, что с зарядной инфраструктурой они нам помогут. Будет ли это на территории таксопарка, либо их разместят по городу, это обсуждается”, – рассказал Квентис.
Генеральный директор “Оператор ЭЗС” Ержан Амангельдинов сообщил, что в Алматы есть 52 зарядные станции, в Нур-Султане их 50. По информации Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана, в Алматы серьёзной проблемы нехватки зарядных станции нет.
“По поводу утилизации литий-ионных аккумуляторов: количество электромобилей небольшое, острой и глобальной проблемы в Казахстане нет. Тем не менее, в нашей организации разрабатывают вопрос по дальнейшей утилизации”, – заявил Амангельдинов.
Электротакси в горах Алматы
Как вы знаете, в мае этого года в Алматы уже запустили электротакси. Эко-транспорт курсирует от высокогорного спорткомплекса «Медео» до горнолыжного курорта «Шымбулак».
Планируется, что в год эко-машины будут перевозить на лыжную базу порядка 150 тысяч человек. Пока в парке всего восемь единиц транспорта.
“Новая машина, безопасная, бесшумная, очень хорошо и плавно ездит. Водители все профессиональны, которые проработали здесь больше 3 лет”, – поделился один из водителей таксопарка.
Стоимость проезда на электрокаре для одного человека составит тысячу тенге. Впрочем, предусмотрены и льготы.
“Салон – 4000 тенге. С человека по 1000 тенге. Для студентов, пенсионеров, для детей предусмотрена 50% скидка”, – озвучил расценки генеральный директор компании Ержан Амангельдинов.
Машины восполняются электроэнергией на специальной станции. Полной зарядки хватает на 10-12 поездок от «Медео» до «Шымбулака». На электрозаправочных станциях действует карточная система. Водитель, пополнив баланс на 9 тысяч тенге, может безлимитно заряжать авто в течение месяца.
Нет утилизационной платы за транспорт
В Казахстане освобождены от платы за утилизацию электромобили, электробусы и электрические грузовики. Соответствующий приказ министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан вступил в силу с 4 июня 2021 года. С этого же дня, при производстве электромобилей, электробусов или электромобилей, ввозимых на территорию Казахстана, утилизационная плата за транспорт не требуется.
Ранее утилизационная плата за автомобиль с электродвигателем категории М1 составляла 437 550 тенге, категории М2, М3 — 1 166 800 тенге. Освобождение от платы за утилизацию Минэкологии стимулирует производство электромобилей в Казахстане. В то же время считается, что происходящее повысит спрос на приобретение транспорта, отвечающего экологическим требованиям. По данным Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана, на сегодняшний день в стране зарегистрировано 422 электромобиля.
Что хорошего в электромобилях?
Проект по использованию электромобилей в качестве такси начали задумывать два года назад. Михаэлс Квентис неоднократно бывал на китайских заводах, производящих электромобили и установки для их питания в каршеринге и такси. Затем, договорившись с одним из крупнейших заводов по производству электромобилей, нашел инвестора и купил первый электромобиль.
Бесшумный, мобильный и экономичный – это еще не все преимущества электрокаров. Этот легковой транспорт также экологичный, а значит, в будущем он будет пользоваться большим спросом на казахстанском рынке.
Электромобили, работающие в Алматы 2018 года выпуска, каждый из них потребляет 35 кВт электроэнергии в час. Приходится следить, чтобы заряд батареи электромобиля перед выездом не был ниже 85%. До полной разрядки электромобиль способен проехать 180-200 километров. Стоимость полной зарядки электромобиля около 700 тенге.
“Мою машину мы привезли в октябре прошлого года. В зимние месяцы ездил в Алматы. Передали в службу такси, проверили. В заключение мы определили уязвимость. В зимний день при подключении внутрипоселковых сетей обогрева он проходит всего 160-170 километров. А нам нужно, чтобы между зарядками, служба такси проехала 240 километров в смену”, – отмечает Михаэлс Квентис.
Сейчас он нашел способ решить проблему. Планируется установить дополнительный аккумулятор в багажник.
“Город имеет свою географическую специфику. Мой автомобиль потребляет много электроэнергии при подъеме. А при понижении 10% электроэнергии возвращается обратно, т. е. процесс рекуперации. Когда мы выходим вверх, мы тратим около 26% энергии, тогда как когда мы выходим вниз, мы тратим около 10% энергии. Тогда, к примеру, на посещение Шымбулака уходит 16% заряда батареи. При этом в Алматы есть возможность сэкономить на энергии транспорта”, – добавил Квентис.
Как заряжается электромобиль?
Чтобы полностью зарядить его за час, необходимо дать мощность 75 кВт, для зарядки за пять часов – 15 кВт. При подключении электромобиля к зарядному посту сначала проверяется взаимное соответствие между транспортом и постом. Это очень важно для безопасности. Только при соблюдении требований безопасности станция электропитания пускает ток в аккумулятор автомобиля.
На крупных станциях электропитания с высоким напряжением процесс идентификации безопасности между станцией электропитания и транспортом занимает всего несколько секунд. Он дает небольшую пробную мощность, следит за тем, чтобы ток не терялся, и только после этого приступает к ступенчатому увеличению напряжения тока.
В электромобилях акцент сделан на безопасность. А техническое состояние электротранспорта очень хорошее даже после пройденных 100 тысяч километров. С помощью сенсорного экрана водитель может получить доступ к навигации и другой информации.
Тема внедрения в города Казахстана экологичного и сравнительно недорого электротранспорта – актуальна для всех нас. Следите за нашими публикациями, пишите нам и делитесь своим мнением!