Пандемия изменила весь мир и серьезно “ударила” по экономике Казахстана. Многие крупные компании переживают кризис, но нельзя отрицать, что для других сложившаяся ситуация открыла выгодные возможности. Например, для стриминговых сервисов и онлайн платформ происходящее стало хорошим ститмулом в развитии онлайн индустрии.
Из-за продолжительного закрытия кинотеатров и кинозалов стриминговые сервисы, которые всегда ограничивались малыми экранами, сейчас набирают небывалую популярность. Следовательно, растёт и спрос на продажу мобильных устройств, которые предоставляют доступ к подобным стриминговым платформам. Ещё до пандемии многие казахстанцы начали предпочитать просмотр фильмов дома на своих девайсах, нежели в кинотеатрах.
“Благодаря” пандемии, уровень востребованности очень многих мобильных устройств в Казахстане значительно вырос – ситуация вынудила людей находится дома и работать удаленно.
А досуг и общение? Нам помог технологический прогресс, который дал отличную возможность продолжать общаться, отмечать праздники, семейные торжества и продолжать эффективно работать. В общем, пандемия серьезно повлияла на роль цифровых устройств в жизни любого казахстанца, придала им небывалую востребованность в повседневной жизни.
Как пандемия сказалась на интернет-бизнесе Казахстана и как повлияла на B2B маркетинг
Распространение коронавируса и принятие мер по борьбе с ним существенно повлияли на развитие многих категорий товаров и услуг на рынке Казахстана. Глобальная партнерская сеть Admitad проанализировала, что изменилось на казахстанском рынке после объявления пандемии COVID-19.
В affiliate-сети проанализировали обороты рекламодателей с января по 15 марта 2020 года и сравнили их с аналогичным периодом в 2019 году. Почти по всем категориям товаров и услуг обороты снизились.
За этот период больше всего упали доходы компаний, которые предоставляют услуги через интернет. Их бизнес-показатели уменьшились на 75%, при этом обороты в категории «доставка еды и продуктов» снизились на 7%. Обороты онлайн-гипермаркетов сократились на 11%.
За указанный период количество заказов товаров из Китая уменьшилось на 32%. Онлайн-заказы цифровой и бытовой техники уменьшились на 52%, на 78% сократились заказы товаров для спорта.
За последние 2,5 месяца казахстанцы стали меньше покупать мебель и товары для дома, а также товары для детей. Обороты в этих категориях уменьшились на 23% и 21% соответственно.
Однако по некоторым категориям товаров отмечен рост спроса. Количество онлайн-заказов в аптеках увеличилось на 72%, на 83% выросли продажи онлайн-игр и программного обеспечения.
«Объявление пандемии коронавируса существенно повлияло на развитие онлайн-бизнеса в Казахстане. За этих два с половиной месяца мы наблюдаем, как меняются запросы потребителей, и эта картина немного отличается от прогнозов», – комментирует Вячеслав Мезенцев, Country Manager Admitad Kazakhstan & Belarus.
Что касается изменения объемов мобильного трафика, то в январе-марте 2020 года был отмечен рост на 80% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Крайняя степень неопределенности покупательского спроса во всех рынках повлияла и на В2В-сегмент. Экономику всех стран сейчас трясет, и никто не может предсказать, сколько будет продолжаться эта ситуация и какие примет масштабы. Естественно, трудно прогнозировать когда восстановится покупательская способность как розничного, как и корпоративного секторов.
В2В-продажи также испытывают значительный стресс, что вполне объяснимо. Отрасли, связанные с социальными контактами и перемещениями банкротятся, бюджеты ряда смежных сегментов замораживаются и решения о покупках часто откладывается. Привычный процесс В2В-продажи также приходится менять – личные встречи, традиционно эффективные для дорогостоящих «сложных» продуктов, переносятся в онлайн, оффлайн мероприятия сходят на нет, урезаются бюджеты на маркетинг, который должен приносить новых потенциальных клиентов.
Текущая ситуация подразумевает, что степень информатизации бизнеса и населения будет только повышаться – собственно, это единственное, что остается. Востребованные ИТ-технологии для этой удаленно-антисоциальной жизни, в которой каждая страна замыкается как вещь в себе, как минимум, должны включать:
- E-commerce
- СХД
- Информационная безопасность
- Сетевые решения
- Виртуализация данных
- Бизнес-аналитика
- Организация и управление удаленных рабочих мест
- ЭДО
- Образовательные технологии
- Робототехника
- Импортозамещение
Помимо этого, сейчас происходит своеобразное перекроение рынка и стремительный рост в таких отраслях как фармацевтика, медицина, онлайн торговля, онлайн образование, логистика, производство товаров народного спроса и электроники, востребованных в условиях жизни на удаленке, без социальных контактов и активных перемещений.
Можно с уверенностью сказать, что сейчас в В2В-сегменте корпоративных информационных технологий – интерес к решениям со стороны потенциальных покупателей не ниже, чем был до этого. При правильно выбранной целевой аудитории и канале коммуникаций коронавирус не оказывает существенного влияния на конверсию. И это касается не только перечисленных выше направлений, которые, предположительно, должны сейчас «рвануть», но и достаточно традиционных услуг, таких как IT-поддержка или IT-аутсорсинг.
Так что несмотря на множество проблем во многих сферах, для получения новых потенциальных клиентов сегодня – отличное время.
Выбранная нами тема настолько обширна и многозначна, что требует детального расмотрения. Поэтому в следующей статье мы подробно поделимся с вами информацией о том, как пандемия повлияла на рынок аксессуаров мобильной электроники. Как вторичное неожиданно стало востребованным? И кто даст прогноз – что станет востребованным в самом ближайшем будущем?