С 11 декабря Beeline изменил стоимость и наполнение некоторых тарифов, а с 13 декабря ряд тарифных планов Activ подорожали на 10%. Если цены растут регулярно, то скорость подключения порой ухудшается. Корреспонденты digitalbusiness.kz спросили у трех мобильных операторов, как они оперативно собираются улучшать качество связи и чем могут помочь граждане, которые хотят получить стабильный интернет.
Как оператора могут улучшить качество мобильного интернета в Казахстане?
Beeline: – Операторам связи необходимо строить новую инфраструктуру с той же скоростью, с которой растет потребление интернет-трафика. Но, к сожалению, необходимые для этого процедуры занимают от полугода, и потому позитивные сдвиги происходят медленнее. Однако операторы продолжают работать над улучшением качества связи и каждый год инвестируют десятки миллионов тенге в установку базовых станций, прокладку оптоволоконного кабеля, установку CDN (Content Delivery Network — географически распределенная сетевая инфраструктура — прим. Digital Business), а также внедряют новые технологии, такие как VoLTE, VoWifi, Massive MIMO и др.
Kcell: – Для улучшения качества связи оператор может оперативно перенастроить базовую станцию, если сбились ее технические параметры (при сбое подачи электроэнергии БС, отключении трансмиссии и т.д.). При утилизации БС, росте потребления трафика и, как следствие, росте нагрузки на сети, требуются плановые работы по модернизации и строительству сети сотовой связи.
Tele2/Altel: – В 2024 году компания Теле2/Altel начала проект по рефармингу (перераспределению) частот, который реализуется в партнерстве с Министерством цифрового развития Казахстана. Мы отключаем устаревшую технологию 3G, которая была запущена еще в нулевых, и переводим всех абонентов на 4G и 5G. Уже завершили этот процесс во многих крупных городах страны, а в следующем году планируем продолжить во всех областях Казахстана. Переход позволит предложить пользователям более качественный сервис.
Распространение устройств с поддержкой 5G у пользователей пока неравномерно. Поэтому рефарминг – стратегическая необходимость. Tele2/Altel продолжает активно инвестировать в развитие сети, чтобы 5G стал доступен даже в самых удаленных уголках страны. Строительные бригады компании работают в режиме 24/7, чтобы развернуть эту сеть как можно скорее.
Как на улучшение ситуации со связью способны повлиять абоненты?
Beeline: – Пользователи могут помочь операторам, если начнут разбираться в вопросах связи и занимать активную гражданскую позицию. Например, не позволять радиофобам принимать окончательное решение по вопросам установки базовых станций. Абоненты могут делиться знаниями с близкими людьми и пояснять, что без антенны не будет связи. Ведь пока большинство будет против оборудования, операторы бессильны.
Очень часто негативно на работу телеком-оборудования влияют репитеры (усилители связи, ретрансляторы), которые покупают абоненты. Подобное устройство помогает одному, но мешает всем остальным.
Kcell: – Каждый случай индивидуален. Если вас не устраивает качество связи, для начала необходимо подать заявку оператору мобильной связи. Возможно, поможет перенастройка технических параметров (ее можно провести сразу).
В некоторых случаях требуется установка БС. Если жители отказываются дать согласие из-за радиофобии, заинтересованные лица могут поговорить с соседями и помочь мобильным операторам собрать согласия на установку базовой станции.
Бизнес или другие заинтересованные стороны могут помогать операторам со строительством инфраструктуры и антенно-мачтовых сооружений для установки базовых станций и предоставлять для этого площади на крышах зданий.
Текст: Елизавета Филоненко
Фото: Катерина Малама