Домой Техника Автомобили Аналитика СОЦСЕТЕЙ. Электромобили: пессимизм против оптимизма

Аналитика СОЦСЕТЕЙ. Электромобили: пессимизм против оптимизма

524

Последние новости по рынку электромобилей создают две абсолютно не похожих друг на друга картинки. Начнем с пессимистичной картинки. «Дженерал Моторс» отказался от своих планов выпустить 400 тыс. электромобилей до середины 2024, на фоне низкого спроса и убыточности направления.

Начнем с пессимистичной картинки. «Дженерал Моторс» отказался от своих планов выпустить 400 тыс. электромобилей до середины 2024, на фоне низкого спроса и убыточности направления. Также GM переносит планы по выпуску на рынок новых моделей. «Фольксваген» останавливал в октябре производство ID.3 на заводах в Цвикау (каких-то два года назад этот завод широко рекламировался как «ключ к электромобильному будущему») и в Дрездене. Персонал завода в Цвикау ждут сокращения. «Форд» отменяет 12 млрд. долларов инвестиций из общей суммы, которую планировалось пустить на электромобилизацию. Компания сокращает график производства F-150 Lightning с трехсменного до двухсменного и ожидает 4,5 млрд. долларов убытка от электромобильного сегмента в 2023.

Развалилось электромобильное партнерство между GM и “Хондой”, которое сулило обеим компаниям экономию на масштабах производства. Даже Илон Маск притормозил свои планы по строительству нового завода в Мексике.

В США электромобили банально не могут продаться: если в начале 2023 оборачиваемость машин на площадке у дилеров равнялась 36 дням, то к сентябрю авто стали ждать покупателей 80 дней. Тревожные настроения мы видим и среди производителей батарей: ”LG” предупреждает о том, что спрос в 2024 разочарует аналитиков, CATL в 3 квартале показал самый слабый рост прибыли за 2 года, ”Panasonic” в этом же квартале сократил объемы производства.

Создаётся впечатление, что производителям электромобилей остается только накрыться простыней и медленно ползти в сторону кладбища. И во главе этой печальной процессии непременно должен быть Илон Маск.

Аналитика СОЦСЕТЕЙ. Электромобили: пессимизм против оптимизма

Это впечатление было бы как минимум поспешным. Потому что если мы посмотрим на объективную статистику продаж электромобилей — мы увидим там феноменальные темпы роста. Так, в августе глобальные продажи были на 45% выше, чем годом ранее. И ладно Китай, где с электромобилями всё прекрасно (подключаемые модели занимают 37% рынка). Но в США в 3 квартале рост составил +50% г/г. В Европе в 1 полугодии – +34% г/г. Наконец, у Тesla Model Y есть хороший шанс стать самым продаваемым автомобилем 2023 года в мире — опередив конкурентов с двигателем внутреннего сгорания!

Давайте попробуем примирить два этих крайних взгляда на индустрию. Во-первых, бросается в глаза, что наибольшие проблемы испытывают американские производители. И больше всего разочарования у грандов «старой школы»: GM и «Форд». Насколько репрезентативным мы можем считать их мнение?

Короткий ответ: совсем не репрезентативным. Поскольку «Форд» находится лишь на 19-ом месте по объемам в списке производителей подключаемых авто. Ни один бренд GM в топ-20 даже не попал. Другими словами, проблемы этой пары вполне объясняются их собственной слабостью на рынке.

Аналитика СОЦСЕТЕЙ. Электромобили: пессимизм против оптимизма

Теперь более интересный вопрос, о «Тесле». Мы не можем сказать, что настрой у компании совсем мрачный — она пока сохраняет цель выпустить 1,8 млн. авто в календарном 2023, что означало бы рост на 19% г/г в 4 квартале. Но +19% стало бы очередным последовательным замедлением темпов роста. И довольно сильным отставанием от долгосрочного темпа +50% в год, на который ориентировала компания ранее.

Почему замедление такое сильное по сравнению с темпом роста продаж на американском рынке? Ответ кроется в изменившейся доле рынка. В 3 квартале этого года на «Теслу» пришлось «всего» 50% продаж электромобилей. «Всего» – потому что годом ранее эта доля составляла 65%.

В свою очередь, снижение доли рынка мы можем объяснить очень, очень мощной интенсификацией конкуренции. В 2023 на американский рынок вышло 14 новых моделей электромобилей. Или возьмем те же 4,5 млрд. долларов убытка «Форд»: это очень весомая иллюстрация давления, которое оказывает на бизнес «Теслы» лишь один конкурент.

Давление вынуждает снижать цены и с большей осторожностью подходить к инвестиционным планам. Добавим, что в 2024 на американском рынке появится еще больше новинок, чем в 2023.

Второй ключевой для «Теслы» рынок — китайский. История здесь аналогичная: ужесточение конкуренции. Разве что конкуренция здесь гораздо интенсивнее, и позиции «Теслы» очень далеки от того, чтобы быть доминирующими. В сентябре компания Илона Маска была лишь на 4-ом месте среди топовых брендов в сегменте подключаемых авто, с долей рынка 5,8%. В 1-ой половине 2021 эта доля составляла 9%.

Слабые результаты ”Тesla” отчасти объясняются близким запуском продаж обновленной версии ”Model 3”.

Продолжая китайскую тему, снижение прибыли производителя батарей CATL также во многом связан с давлением конкурентов. За последний квартал его доля рынка снизилась с 45% до 39%. Зато свою долю наращивают BYD и CALB. Вообще, батарейная отрасль в Китае переживает гигантский бум в инвестициях — к 2025 производственная мощность должна достигнуть 4800 ГВт-ч/год. Аналитики уже предрекают, что это приведет к переизбытку батарей на рынке и жестоким ценовым войнам. Учитывая, что аналогичные ситуации уже многократно случались с другими китайскими товарами, вроде фотовольтаики, я бы серьезно прислушался к этим прогнозам.

Наконец, «Фольксваген» с Цвикау. «Фольксваген Груп» — серьезный игрок на рынке подключаемых авто, занимающий третье место в мире по объемам. Но продажи концерна сконцентрированы на европейском рынке, и в особенности — на немецком. А там с 1 сентября закончилась субсидия на покупку электромобиля юридическими лицами, составлявшая 3-4,5 тыс. евро. Естественно, это обрушило корпоративный спрос.

С учётом того, что на корпоративные продажи приходилось до 70% выпуска «Фольксвагенов» на заводе Цвикау, сокращения персонала стали суровой необходимостью.

Второй по важности для «ФВ Груп» рынок, китайский, характеризуется всё той же неуклонно растущей конкуренцией и потерей рыночной доли. Но концерн планирует извлекать выгоду из своего присутствия в Китае еще одним способом: перенося туда производство своих авто. И экспортируя их обратно в Европу. В частности, такие планы есть в отношении кроссовера ”Tavascan”.

Безусловно, производство в Китае будет обходиться дешевле, чем на родине — начиная от зарплат и заканчивая стоимостью энергии. Так что особого рвения спасать занятость в Цвикау компания не испытывает. Омрачить радужные планы оффшоринга может разве что попытка президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен развязать торговую войну с Китаем как раз в области производимых там электромобилей.

Итак, на самом деле всё хорошо и поводов для паники нет? Паниковать действительно не стоит, но всё же стоит рассказать и об имеющихся на горизонте тучках. В основном они касаются широких макроэкономических перспектив.

Главной угрозой для покупателей авто и, в целом, для потребителя сейчас является высокий уровень процентных ставок. Рынок электромобилей к ним особенно чувствителен, поскольку средняя цена машины здесь выше. Ставки сами по себе охлаждают спрос на машины.

Ставки по автокредиту в США

Аналитика СОЦСЕТЕЙ. Электромобили: пессимизм против оптимизма

Но экономика сейчас тормозится по всему отраслевому спектру. В Европе эти эффекты наиболее очевидны. Регион уже 4 квартала подряд балансирует на грани рецессии. Рынок автомобилей пока поддерживает отложенный спрос, связанный с их дефицитом в период пандемии. И относительно бодрые потребительские настроения, поддерживаемые рекордно низкой безработицей и всё еще высоким темпом роста зарплат. Но в условиях отсутствующего роста экономики это очень неустойчивая конструкция.

США находятся в лучшей форме — здесь потребителя тоже поддерживает горячий рынок труда, вдобавок у экономики хотя бы получается расти. Инерция экономического благополучия здесь выше, но никто не даёт гарантии, что ее хватит хотя бы еще на год.

Наконец, наиболее важный для электромобилей рынок — Китай — сейчас находится на дне экономического цикла. Это ставит его в выигрышное положение — ему есть куда расти. Но увы, этот рост тоже далеко не гарантирован. Слишком много структурных факторов придавливает сейчас эти возможности для расширения.

Аналитика СОЦСЕТЕЙ. Электромобили: пессимизм против оптимизма

Подытоживая, предпосылки для пессимизма есть. Но мрачнее всего себя чувствуют либо те, у кого электромобильный бизнес вообще не клеится — либо те, кто теряет рыночную долю, завоеванную ранее, на ”easy mode”. Остальным жаловаться некогда — они, стиснув зубы, пытаются выгрести в этом непростом рынке. В любом случае, потребитель получает наибольший выигрыш от усиления конкуренции. Остается надеяться, чтобы у него, потребителя, подольше оставался оптимистичный настрой.

giovanni1313