Всё лето Алматы задыхался от пробок. В начале сентября, когда начался учебный год, а дорожный ремонт так и не закончился вовремя, ситуация усугубилась еще больше. Но первый осенний дождь стал просто катастрофой и город встал. Возмущенные горожане добирались до дома по несколько часов. Живущие за городом тратили половину суток только на дорогу. Мы решили поинтересоваться мнением алматинцев – каким образом можно бороться с пробками в нашем мегаполисе ( с неуклонно растущим населением), и как в этом может помочь научно-технический прогресс?
Первым, к кому мы обратились, стал Тахир Такабаев, предприниматель, кандидат физико-математических наук, с большим опытом в математическом моделировании различных потоковых процессов и в построении современной инженерно-технической IT инфраструктуры.
Он одним их первых построил в Алматы коммерческий независимый ЦОД, мощностью энэргоузла 1,2 МВТ и вместимостью 120 шкафов.
В предыдущих наших беседах мы уже затрагивали тему моделирования дорожной ситуации с помощью самых современных цифровых технологий. И вот сейчас решили поговорить более подробно.
Корр: Город задыхается от пробок. Как вы считаете, можно ли что-то предпринять, чтобы изменить ситуацию?
Тахир Маратович: Эта тема касается практически всех горожан. Поэтому, по сути, экспертами в той или иной степени на бытовом уровне, являются все, кто с ней сталкивается ежедневно.
На самом деле, у нас в городе есть НИИ Транспорта и коммуникаций – если не ошибаюсь, на Абая-Ауэзова. Есть Управление городской мобильности в акимате юной столицы. Выработка обоснованных предложений – это их миссия. Они за это зарплату получают. По-моему, начинать надо с их предложений, расчетов. И только потом обращаться к рядовым горожанам. Также хочу сказать, что от коллег математиков я не слышал, чтобы кто-то из них плотно занимался математическими моделями городского трафика.

Корр: У нас есть структуры, которая должны проводить исследования в данной области?
Тахир Маратович: Должны. Но, как и любая отраслевая наука, они существуют за счет финансирования. Нет денег – нет качественного результата. Почему акимат тратит огромные средства на бордюры и не создал ни одной мало-мальски адекватной системы расчетов в области регулирования автотрафика – я не знаю.
В 2015 году Яну Гейлу (датскому архитектору, урбанисту и специалисту по городскому дизайну из Копенгагена), за его концепцию заплатили огромную сумму и получили в итоге то, что мы сейчас «расхлебываем». Почему было сначала не изучить данные по городу, заплатив НИИ Транспорта и коммуникаций хотя бы небольшую часть из того, что заплатили Гейлу?
Зачастую, у нас в городе превалирует такой популистский подход, когда решения принимаются на основании неких общих рассуждений сторонних экспертов. Хотя любые ключевые решения должны приниматься на основании обоснованных расчетов, сделанных квалифицированными специалистами. Необдуманные решения есть не что иное, как волюнтаризм, который, исторически, еще ни одному государству не шел на пользу.
По образованию я математик и привык всё считать, сопоставлять и сравнивать. И конечно могу выделить, выдать некоторую цифровую информацию и основанные на ней предложения. Я также могу выступить как специалист в области инженерной ИТ инфраструктуры для решения отдельных подзадач. Могу выступить по названным двум сегментам – в качестве эксперта и специалиста.
В поисках решения по искомой проблеме – как гражданин, как горожанин, страдающий от пробок, я тоже могу и обязан высказать свое мнение.

Я считаю, что единую панацею в проблеме ликвидации пробок вряд ли кто-то сможет предложить. Ни Президент, ни Аким, ни специалисты дорожной полиции. По моему мнению, задачу ликвидации городских дорожных пробок следует изначально сегментировать на несколько подзадач. После чего, последовательно продвигаясь в их решении, можно пытаться делать некие обобщающие выводы.
Особо подчеркну, что, в первую очередь, должны быть получены и озвучены корректные исходные данные от акимата и его структур. Если данные некорректны или искажены, то и результат будет искаженный. По-моему, это очевидно. На основании корректных исходных данных должны быть проведены базовые расчеты квалифицированных специалистов с использованием различных методик и моделей. И только после этого на основании полученных результатов расчетов, могут быть предложены некие современные инженерно-технические, транспортно- логистические решения. Однозначно, потребуются организационные и даже политические решения. Но, повторюсь, в первую очередь нужны исходные данные, и основанные на них математические расчеты.
К сожалению, я не видел каких-то подвижек по всем названным сегментам. Нередко, идет общий безапелляционный вал обоюдных обвинений. Власти во всем винят только владельцев автотранспорта. Те, в свою очередь, винят акимат. Акимат (или его подрядчики), пеняют на слишком обильный дождь или еще на что-то.
Однако, например, могу спросить: накажут кого-нибудь за 10-балльные пробки? Или это нормально и не считается ЧП? А если не считается ЧП транспортный «дождевой» коллапс, значит все так и будет идти по такому же сценарию. Нет виноватых, значит не будет и решений. То есть, все пущено на самотек. Нет системных, математически обоснованных решений – значит коллапс будет повторяться.

Помните, в советское время говорили, что у каждой проблемы есть имя, фамилия и отчество. Добавлю – и должность. В данном случае, мне кажется, что они совпадают с фамилиями, именами и отчествами бывших акимов и главных архитекторов города. Начало проблемы, вообще говоря, идет оттуда. Вернее, от них.
Но, это политика, так сказать. Поскольку, я больше специалист по численному моделированию, давайте поговорим о цифрах. О математическом моделировании ситуации.
Самый первый вопрос – сколько автомобилей находится в городе в час пик?
По информации из СМИ в городе зарегистрировано порядка 600-700 тысяч автомобилей. К слову, многие стоят на приколе. На дороги выезжают явно не все. Особенно зимой. Плюс ежедневно в город въезжают порядка 400 тысяч автомобилей из других регионов. То есть, в общей сложности, в городе каждодневно могут находиться, порядка миллиона автомобилей, которые приходятся на 2.3 млн жителей города Алматы. Добавьте к ним, приблизительно, 700 тысяч заезжающих пригородных туристов.
В городе установлено приблизительно 10 000 камер Сергек. Они могут четко сказать, сколько и каких автомобилей проехало через тот или иной перекресток. Была даже информация, что единовременно в городе может находиться до 400 000 автомобилей. Можно сопоставить это количество с протяженностью автодорог местного значения в Алматы. Их в городе 3000 км. Примерно 130 авто на километр дорог. Если разделить на 4 полосы (по 2 в каждую сторону), то получится, что места на дорогах в общем-то достаточно.
Например, в урбанистике есть такой параметр, как уровень автомобилизации. Если разделить количество горожан на количество автомобилей, то получим, что уровень автомобилизации в Алматы менее 400 автомобилей на 1000 человек населения.

Например, в таких маленьких странах Европы, как Сан-Марино или Лихтенштейн приходится по 2000 тысячи автомобилей на 1000 человек. При таком уровне автомобилизации в Алматы могло бы быть 4 млн авто. А пробок, при этом, там нет. Если брать Сингапур, Финляндию и даже США, то там тоже гораздо больший поток автомобилей. И при этом ежедневных пробок практически нет. Да, конечно, они там тоже случаются, например, после ДТП, или после какой-то другой чрезвычайной ситуации. Но чтобы в течении всего дня и практически везде – такого не бывает.
Или, например, в таких более близких к Алматы по параметрам городах как Минск. Уровень автомобилизации повыше нашего. Однако наших дичайших, каждодневных, 10-ти бальных пробок, там нет. Даже в Москве пробки не ежедневные. В основном – в преддверии выходных на выезде из города. И в начале рабочей недели на въезде в него. У нас же каждый день с 17:00 до 20:00 город стоит колом в одну сторону. Утром пробки в другую сторону. Малейший дождь, или приезд неких гостей – 12-бальный шторм. Причем, озлобляют не пробки, а отсутствие перспектив.
Из всего этого напрашивается печальный вывод, что причина Алматинских пробок – бездарная организация движения.
От автора
Продолжение нашей беседы на эту актуальную для любого алматинца тему, читайте в одном из ближайших выпусков. Если же вы хотите принять участие в обсуждении проблемы – пишите: Юлия Павловская
pavlovska72@mail.kz