Домой Технологии Прочитано в соцсети. Тахир Такабаев: «Цифровизация. Вроде верной дорогой идем, товарищи, но...

Прочитано в соцсети. Тахир Такабаев: «Цифровизация. Вроде верной дорогой идем, товарищи, но есть нюансы…»

86

В 2010 годя я только задумал строительство своего Дата-Центра.

Тогда  я часто писал в ФБ, своё видение и мои аргументы в пользу развития инфраструктуры ЦОД в Казахстане. Ключевое, это то, что после стольких лет  различных ГП в сфере ИКТ, нескольких миллиардов долларов потраченных на цифровизацию, ситуация в Казнет не самая идеальная.  

Видео всех казахских свадеб и приколов физических хранится на иностранных серверах Ютуб за пределами РК.  Обсуждение всех проблем Казахстана идет в иностранных соцсетях и мессенджерах под улюлюкание платных троллей и фейков.

Все серверы соцсетей, как правило – за пределами РК.

Наши дети смотрят чужую анимацию и смотрят чужие игры. Потом мы удивляемся тому, что страна на первых местах по детскому суициду. 

Большинство образовательных ресурсов страны, даже будучи переведенными на казахский язык, физически размещены не в РК. Случись санкции со стороны зарубежных партнеров (РФ, КНР, США, ЕС), мы останемся без этого, так сказать, культурного наследия.

Иногда и наши спецслужбы отрубают внешний Интернет и тогда сами сидим как в том анекдоте: «телефона, телефона! Чукча кушать хочет».

А ведь еще и колоссальную ставку на ИИ решили делать.  Хотя, даже нормальный онлайн-переводчик не смогли сделать. Да и словаря толкового нет.

Все, что есть – перегружено рекламой от разных on-line bet. 

Поначалу, от френдов в мою сторону было очень много негатива на эту тему.

Ёрничали, в основном, типа «это свой ФБ предлагаете создать?». Потом, особенно после января и февраля 2022,  тон чуть сменился. 

Отвечаю сейчас. Технически повторить функционал ФБ не сложно. Но он в полном объеме и не нужен.

Очень часто нужно просто быстро сообщить госорганам о проблеме и получить ответ.

Госорганам, особенно нерадивым госклеркам,  выгодно увести диалог об отечественных, даже самых что ни на есть бытовых проблемах,  в иностранные соцсети. В  казахстанском сегменте ФБ более 400 000 пользователей. Иностранных троллей никто не считал. Всегда можно сказать, что: «не увидел, не заметил».

Ещё и «тащмайор» бдит, чтобы в соцсетях не было ненужных власти постов и призывов. Он тоже фильтрует. Но и он за всем не успевает уследить.

Зачем о таких проблемах, например – о помойке обычного алматынского двора,  писать в мировую соцсеть ФБ? 

Есть сервис e-Otinish.

Там можно даже гражданину  Токаеву написать.

Но, например, на этом ресурсе нет возможности обсуждать проблему с согражданами (по ФБучному – с френдами). 

Все ответы обезличены, без аналитики.  С другой стороны, госорганы своими отписками как будто специально выталкивают диалог в иностранные соцсети.

На данный момент, искусство отписок в РК,  достигло совершенства.

Статья 65 АППК РК , почти в каждом ответе госорганов.

Порой, по существу, только один ответ из 10-ти.

ИМХО, например, что  Прокуратуре следовало бы проверять законность отписок госорганов, плодящих вал бумажных обращений.  Выяснять причину повторения возникновения тех или иных проблем.   По волоките и саботажу нужны жесткие решения. Иначе творческий потенциал нации тратится вхолостую на бессмысленную писанину.

Чтобы развить диалог на отечественной платформе, я бы на месте НАО и Минцироза  добавил в сервис e-otinish возможность обсуждения обращений и ответов.

Эту опцию можно включать по согласию обращающихся граждан.

Можно подумать, что гражданам интересно торчать в ФБ и обсуждать свои проблемы под улюлюкание иностранных троллей и фейков. С френдессами полялякать, это  – интересно.

А проблемы надо  по-деловому обсуждать. Граждане просто вынуждены тут предавать огласке волнующие их проблемы, потому что в официальных ответах стеной стоят отписки. Тогда как публичность обсуждения проблем граждан и ответов госорганов могла бы существенно сместить акцент в сторону казахстанских ресурсов.

Из последних новаций в ИКТ я приветствую появление мессенджера AITU.

Это то, о чем я писал 10 лет и за что не раз был обсмеян.

Помните, как  МОН, Минцироза , КТ и иже с ними, провалились с дистанционным обучением в пандемию? Тогда 2 млн школяров и 500 000 студентов забили все внешние Интернет каналы, мусоля Zoom и Whtsapp. и все колом встало.

Функционал Aitu пока слабоват. И еще, ощущение, что разработчики не решают важную задачу по обеспечению национальной информационной безопасности, а тащит одеяло на себя, чтобы как Мета охватить побольше френдов. Я бы на месте Минцироза при первых признаках таких попыток разрывал контракт с разработчиком. API интерфейс должен быть открыт для всех разработчиков РК. Тогда сообща можно вытащить потенциал мессенджера на очень высокий уровень.  Ну и административно – нужен запрет на использование whatsapp сотрудниками госорганов.

Забыл сказать, что для отечественной соцсети и мессенджера понадобится вдвое больше мощностей ЦОД чем сейчас есть в РК. Но это, так сказать – война план покажет.

Зависит от того, сколько переписки государство захочет хранить на своих серверах. Это из категории СОРМ.

У нас, например, КТ , ТТК в различных ГП получили миллиарды на развитие ШПД на селе. Сейчас снова получают от минцироза денег вроде на схожую задачу. Но эти-то хоть СОРМятся. То есть хоть какая-то надежда на защиту от он-лайн ловцов душ. А вот, насчет Старлинка (которому отдают очень жирный кусок), ничего не могу сказать. По-моему, не СОРМится. Даже и не представляю, как отследить в их сети нежелательных посетителей.

То есть, сельские школы и госорганы, использующие этот вид ШПД, будут в Интернет один на один с мировой шантрапой.   

Получается, что Минцироза раскручивая AITU как бы заботятся одной рукой о национальной информационной безопасности, другой рукой отдавая большую часть страны Старлинку как бы разрушают эту самую безопасность. По крайней мере дырки очень большие.

В общем, как-то так.

Вроде верной дорогой идем товарищи, но есть нюансы.