Домой Профессионал Аналитика Как Beeline Казахстан использует Big Data

Как Beeline Казахстан использует Big Data

1689

Мы живём в век цифровых технологий и больших данных. Но к сожалению, в нашей стране не так много людей, способных работать с Big Data. Проблема дефицита специалистов заключается в том, что данная сфера появилась в Казахстане не так давно и получила свое развитие всего несколько лет назад. Сейчас же это стремительно развивающаяся профессиональная сфера.

В Алматы состоялся онлайн-митап (встреча специалистов по координации и решению вопросов) по Big Data Beeline Казахстан. Отметим, что Beeline Казахстан является одной из немногих компаний, которые сами прокладывали свой путь в этом перспективном направлении. Рассказывает Андрей Остафичук, руководитель службы Big Data аналитики.

Как Beeline Казахстан использует Big Data
Андрей Остафичук

На чем была основана Big Data в Beeline

Андрей уже несколько лет занимается развитием Big Data в Билайн. По его словам, изначально у них не было никакого релевантного опыта и экспертизы. А перед самой компанией стоял выбор: развивать компанию с помощью вендорских решений или растить собственную экспертизу. При первом варианте, риски заключались бы в поиске и кастомизации уже готовых решений под их локальные потребности.

“Нам нужно было четко понимать, что одним решением, мы бы точно не ограничились. А наши потребности растли как снежный ком. Это дополнительные затраты на сервера, на поддержку, на людей и т.д. Самый большой риск заключался в зависимости от внешнего поставщика. Если нет своей стстемы, всегда находишься на игле. А что касается развития собственной экспертизы, то для нас это было ещё большим вызовом. Потому что ранее в Казахстане на тот момент практически не было команд, которые организовывали что-то подобное.” – отметил Андрей Остафичук.

Команде необходимо было четко понимать эту сферу, чтобы описать области применения Big Data и в цифрах оценить какое преимущество получит компания. В итоге, в 2018 году образовалась команда Big Data Билайн Казахстан.

“Самые часто задаваемые вопросы на которые нам приходилось постоянно отвечать в первое время: Вы же Big Data? Можно ли создать искусственный интеллект? Построить ракету? Сделать робота? Но самое смешное заключается в том, что мы в принципе и сами не знали, можно ли это сделать или нет. Так как не было релевантного опыта и экспертизы в этом.” – вспоминает Андрей.

Команда Big Data Beeline

Как Beeline Казахстан использует Big Data

В начале было всего 10-12 человек – идейных первопроходцев. Но с повышением количества запросов и ростом их экспертизы, росло и количество сотрудников. Сейчас это довольно внушительная команда, состоящая из самых разных направлений и отделов.

  • Проект менеджеры, которые отвечают в целом за весь проект: за разработку, постановку, продакшн и развитие
  • Команда Data Science занимается построением моделей
  • Майнеры и аналитики, которые осуществляют поиск новых источников и сбор данных
  • Инженеры и разработчики, которые занимаются разработкой парсеров, пишут различные микросервисы для интеграции с внешними и внутренними системами
  • Команда DMP инженеров, которые помогают с инфраструктурой и развитием кластеров

Как выбирали задачи

Как Beeline Казахстан использует Big Data

Изначально команда бралась абсолютно за любые задачи, чтобы найти свою линию для выстраивания работы. Но со временем специалистов начало не хватать, и набив шишки, команда стала строже подходить к выбору задач и их предварительной обработке. Сейчас основными критериями являются наличие данных, понятный экономический эффект и регулярность процесса, который необходимо оптимизировать и предсказать.

“В начале мы занимались только подготовительными работами. Первый год работали практически без моделей. Работа в основном заключалась в сборе данных, развитии кластеров, очистке данных, выстраивании процессов регламентирования, как что должно загружаться, как считаться и т.д. Так что не вся работа строится на моделях. Есть ещё важная часть по сбору и агрегации данных из разрозненных источников. Как собрать и связать данные таким образом, чтобы весь процесс был оцифрован и измерим. Это значит прежде чем строить модели, нужно дать бизнесу хотя бы первичную информацию и оценку того, как и что работает.” – рассказывает Андрей Остафичук.

AI – новая веха для Beeline Казахстан

Как Beeline Казахстан использует Big Data

В этом году команда Big Data Beeline начинает развивать AI направление (распознавания лиц, документов, аудиофайлов и строить NLP). По словам представителей Beeline, в этом заключается будущее, так как экспертиза в данной области будет являться конкурентным преимуществом их компании в дальнейшем.

“Только за прошлый год мы реализовали более 60 аналитических моделей, которые ушли в продакшн для абсолютно разных бизнесов типа цифрового маркетинга, развития сети и т.д.” – заявляет Андрей.

Методики которые использует команда

Как Beeline Казахстан использует Big Data

“По мере нашего развития и по мере сложности задач, которые к нам поступали, мы двигались сверху вниз. От классических моделей по кластеризации и классификации к ансамблевым методам. И сейчас мы уже доросли до того, что наши последние проекты в большинстве своем используют нейронные сети. При этом мы стараемся трезво подходить к выбору метода решения задач. Если можно решить простым способом, мы решаем именно простым. Чтобы не усложнять задачи там, где это в принципе не нужно. Потому что основная задача нашей команды – это нести ценность для бизнеса, а не реализовывать какие-то свои хотелки с использованием крутых нейросеток.” – добавил Андрей.

Последние два проекта, где использовалась Big Data

Как Beeline Казахстан использует Big Data

Последними двумя проектами, которые реализовывала команда Beeline Big Data являются рекомендательная система NBO Best Offer и оценка эффективности торговых точек. Первая позволяет в реальном времени подбирать наиболее релевантные предложения для пользователей в каждый момент времени. Будь то тарифный план или любая другая услуга от Билайн. Благодаря данной опции работники команды могут определять, что лучше показать и предложить, а пользователи могут легко выбирать тарифы, покупать девайсы или подписаться на услугу.

Это делается для того, чтобы повысить маркетинговые результаты компании и не заспамить абонента ненужными и неинтересными ему предложениями. На данный момент продукт всё ещё продолжает развиваться. В основе его лежит Data Science. Учитывается более 300 признаков как статистических, так и триггерных. Оценивается, как пользователь пользуется продуктами, как он откликается на рекламные предложения, какие типы рекламного предложения он получал за последнее время, последовательность покупок и т.д.

“Конечно хотелось бы рассказать об этом побольше и поделиться подробными результатами данного продукта, но увы я не могу раскрывать всю информацию в силу определенных причин, так как это является всё-таки нашим ноухау.” – заявил Андрей Остафичук.

Вторым проектом является оценка эффективности торговых точек розничного бизнеса компании Билайн. Перед разработчиками стояло несколько задач: оценка текущих торговых точек, выявление наиболее оптимальных локаций для открытия новых, анализ и оптимизация расходов компании.

Этот проект позволяет показать, что не всегда правильное решение является самым сложным. Его основная задача заключается в том, чтобы правильно выстроить логическую цепь.

Big Data School

Как Beeline Казахстан использует Big Data

21 октября 2019 г., г. Алматы. Beeline Казахстан дал старт обучению в Big Data School. Заявку в первый год обучения в школе подали около 1500 кандидатов.

Big Data School основали эксперты компании с большим практическим опытом. В ходе интенсивного курса преподаватели научат студентов разработке и реализации продуктов Big Data, дадут развернутые знания о форматах и инструментах сбора данных. Выпускники смогут самостоятельно разворачивать и использовать на практике программное обеспечение, а также применять полученные навыки в решении реальных бизнес-задач, и многое другое.

Из 1500 заявивших успешно прошли тестирование 200 кандидатов. Возраст – от 15 до 50 лет. В итоге возможность бесплатного обучения в школе получили 20 самых талантливых студентов.

«В нашей школе Big Data мы делимся передовыми знаниями в этой области, а также интересными реальными кейсами. Можно сказать, что мы обучаем, как для себя, то есть для эффективной работы в инновационной компании уровня Beeline Казахстан. Более того, лучшим студентам мы гарантируем трудоустройство в нашей команде, а также устроим стажировку в Билайн Россия. Желаем студентам успешного и интересного обучения», – комментирует Директор Big Data Beeline Казахстан Екатерина Линкевич.

Заключение

Компания в 2019 году запустила уже несколько продуктов на основе Big Data. Это сервисы для банковского сектора – скоринг и верификация, позволяющие клиентам получить займы при отсутствии кредитных историй, на анализе данных по использованию услуг сотовой связи, и Bank Notification, призванный снизить число мошеннических транзакций на картах клиентов банков. Также недавно был запущен продукт «Мобильная реклама», повышающий эффективность коммуникаций с клиентом благодаря таргетингу более чем в 7 раз.