Домой Профессионал Интервью «Fesenkov Astrophysical Institute» – суперкомпьютер, роботы-телескопы и Искусственный Интеллект

«Fesenkov Astrophysical Institute» – суперкомпьютер, роботы-телескопы и Искусственный Интеллект

907

Продолжаем цикл материалов об Искусственном Интеллекте, нейросетях, их развитии и применении в нашей стране.  А также выясняем мнения казахстанских ученых в отношении применения и развития ИИ. Сегодня мы побывали в ТОО «Астрофизический институт им В.Г. Фесенкова», где побеседовали с Чингисом Омаровым, кандидатом физико-математических наук, директором «FesenkovAstrophysicalInstitute».

Сначала немного исторических фактов. Астрофизический Институт им. В. Г. Фесенкова (АФИФ) был основан в 1941 году и с 1989 года носит имя своего основателя. В настоящее время АФИФ является ведущей научной организацией по фундаментальным исследованиям в области астрономии и астрофизики в Казахстане при Аэрокосмическом Комитете РК. Его наблюдательные базы включены в список стратегических объектов страны.

«Fesenkov Astrophysical Institute» – суперкомпьютер, роботы-телескопы и Искусственный Интеллект

Научная деятельность в АФИФ включает астрономические наблюдения, теоретические исследования и компьютерные моделирования. Астрономические наблюдения проводятся на трех наблюдательных базах, расположенных в горах вокруг Алматы, и фокусируются на исследованиях процессов на Солнце и в атмосферах планет-гигантов, мониторинге искусственных спутников Земли, мониторинге астероидов, физике комет, межзвездной среды и туманностей, спектрофотометрии активных галактик. Основные области теоретических исследований включают звездную динамику и вычислительную астрофизику, небесную механику, изучение активных ядер галактик на основе численного моделирования, развитие космологических моделей Вселенной, изучение образования и эволюции структур во Вселенной, а также природы темной материи и темной энергии.

Еще 10-15 лет назад наука Казахстана буквально выживала. Как сейчас обстоит дело с финансированием?

В последние три года все сильно изменилось, благодаря тому, что в министерство пришли более молодые и продвинутые люди, которые понимают, что иначе невозможно развивать науку.  Раньше система для выделения денег была не совсем эффективной и прозрачной. Сейчас возможные коррупционные риски, связанные с конфликтами интересов,  убрали. Люди честно зарабатывают на проекты, на гранты. Раньше как было? Если у тебя академик знакомый, то получишь финансирование, а если знакомых нет, то получишь меньше или совсем ничего не получишь.

А сегодня наши люди уже не хотят уезжать в Европу, поскольку у ученых зарплаты вполне сравнимы с зарплатами коллег из других стран. Бюджет института позволяет полноценно проводить научные исследования.

«Fesenkov Astrophysical Institute» – суперкомпьютер, роботы-телескопы и Искусственный Интеллект

Чингис Омаров, кандидат физико-математических наук, директор «Fesenkov Astrophysical Institute»

Смотрите, где-то стоят телескопы, которым 23 года. Они на полной механике, у них – ручное управление. А есть Ассы-Тургеньская обсерватория – она полностью автоматизирована. Там используются современнейшие информационно-коммуникационные и оптико-механические технологии. Еще пару десятков лет назад обсерватория не работала, ржавела. Например, полутораметровый телескоп 25 лет ржавел, поскольку не было специалистов. Сейчас наши инженеры его полностью восстановили. Даже зарубежные специалисты приезжали – ничего не могли сделать, а наши – сделали.

А есть какие-то открытия, применение передовых технологий?

Несомненно, есть. Это наши ребята сами создают спектрографы, сами создают оборудование, благодаря которому они наблюдают очень интересные вещи. Например, в прошлом году НАСА заявило о миссии по изменению орбиты астероида, когда космический зонд столкнулся с астероидом. Так вот, наши ребята, благодаря своему оборудованию, пронаблюдали спектры, опубликовали свои наблюдения в рейтинговом журнале в США и вызвали очень большой интерес к этой публикации.

 У нас есть и роботы-телескопы. Что это такое? Мы наблюдаем за космическим мусором. У нас есть 2 спутника которым мы должны обеспечивать безопасность от возможных столкновений с другими спутниками и космическим мусором.

«Fesenkov Astrophysical Institute» – суперкомпьютер, роботы-телескопы и Искусственный Интеллект

Мы задаем программу и роботы-телескопы (метровые и полутораметровые) в автоматическом режиме отслеживают положение наших спутников и все, что происходит рядом и вокруг них. Они отслеживают положения наших спутников, а мы передаем информацию республиканскому центру Космической связи.

 Открывать его купол можно из любой точки. Например, наш ученый поехал в Америку или в любую точку Земли, где есть интернет.  Он сможет оттуда управлять телескопом. Ставит свою программу, запускает эту программу и телескоп наблюдает.  Если с космических телескопов приходит информация, что взорвалась новая звезда, то купол быстро открывается, сам наводится на объект, грубо говоря за 10 секунд. Вот такие технологии тут применяются: быстрого открывания купола, быстрого наведения телескопа. По сути, робот-телескоп работает сам. Но обслуживающий технический персонал ему все- таки нужен. Проверить, открылись ли забрала, провести профилактику.

АФИФ знают в мировом научном сообществе?

  Вот посмотрите, с какими странами мы работаем. Тут и Италия, и Бразилия, и Австралия, и Россия, и Япония, и Китай, Европейское космическое агентство тоже здесь и т д, практически все развитые страны, имеющие свои обсерватории.

Есть у института и суперкомпьютер, который на техническом языке называется вычислительный кластер АфИф. Он используется для проведения численных исследований, хранения и обработки массивов наблюдательных и модельных данных. Спускаемся на нижний этаж – в святая святых, локацию где находится гигантская супермашина.

«Fesenkov Astrophysical Institute» – суперкомпьютер, роботы-телескопы и Искусственный Интеллект

Это наш Суперкомпьютер. Он очень мощный. Для него предусмотрено отдельное помещение с особой системой вентиляции, системой очищения воздуха и температурным режимом в 15 градусов. Вот эти, например, составляющие – они у нас появились первыми в Казахстане, стоимость довольно большая. Такую технику мы сегодня используем.

А как обстоит дело с использованием Искусственного Интеллекта?

Пока мы его не применяем, все только в планах. У нас порядка полутора десятков телескопов, с которых ведется наблюдение.  Это много работы для наблюдателей. Во-первых, чтобы определить какой из телескопов и за каким объектом должен следить, во-вторых, когда должен наблюдать, а пользователей много. И это не только наши ученые. Мы предоставляем информацию и другим зарубежным партнерам, коллегам: Узбекистан, Россия, Украина, Германия, Китай, Франция, Италия. Это основные партнёры, с которыми мы тесно сотрудничаем.  Конечно, использование ИИ облегчило бы работу по наблюдениям, поскольку это ИИ будет принимать решения, кому и какой ресурс предоставить? С какого телескопа, в какое время, на какой объект? Правильнее сказать, кому предоставить, какой объект? Сейчас все решается на уровне технического совета. Решают люди. Это занимает время, это не всегда может быть рационально. И хотя это не такая сложная задача, но если мы здесь применим искусственный интеллект, то получится намного разумнее, поскольку люди не будут терять время на техсоветы. В принципе, у нас уже многое к этому готово. Наши телескопы автоматизированы и возможность есть, чтобы ИИ ими управлял. Но, когда это будет? Я думаю не раньше, чем через 5 лет. Почему так долго? Потому, что все не так просто. Сложнее всего написать программу для ИИ, которая будет управлять нашими телескопами. Правильное определение техзадачи для ИИ.  И за нас это никто делать не будет.

«Fesenkov Astrophysical Institute» – суперкомпьютер, роботы-телескопы и Искусственный Интеллект

 На данном этапе «сгенерить» какую-то идею – ИИ вряд ли сможет. Это пока может только человек. А какие-то простые вещи, даже посложнее – сможет и ИИ. Сможет даже заменить некоторых рядовых сотрудников. Но Самых «мозговитых» сотрудников заменить пока еще ИИ не по силам.

Сейчас модно говорить об опасности ИИ, восстании машин и т.д. Как вы как ученый на это смотрите?

Мы еще не готовы. Предположим, если ИИ будет полностью управлять трафиком движения на улицах, то вполне может случиться так, что кто-то вмешается, человек или еще один ИИ, тогда мы сразу же встанем в городе в пробках. Уже не говоря об управлении стратегическим оружием или спутниками в космосе – там и вовсе может произойти катастрофа.  Если мы прямо сейчас перейдем во всех вопросах к ИИ, то все превратиться в хаос.

  Но человечество будет идти вперед постепенно и постепенно решать эти проблемы, как мы в свое время решали проблемы с автоматизацией процессов на заводах, в организациях. В прошлом веке не сразу все было автоматизировано. Или, как мы осваивали космос: сначала запустили первый спутник, потом запустили Белку и Стрелку, потом полетел первый человек –  Юрий Гагарин, потом появились международные станции и т.д. Сегодня уже есть программы Илона Маска по освоению Марса. Ко всему потихонечку человечество приходит. А если свалить все это сразу, то, конечно, мы не справимся с этим. Я так думаю.

Лет через пять если мы перейдем к применению Искусственного интеллекта для работы – это будет хорошо. А когда с его помощью открытия будут – этого я не знаю. Во-первых, сами по себе открытия не каждый день происходят. А во-вторых, мы еще не научились пользоваться ИИ, чтобы делать открытия. Но, как обыденные вещи, ИИ будет использоваться.

«Fesenkov Astrophysical Institute» – суперкомпьютер, роботы-телескопы и Искусственный Интеллект

29 марта институтом Future of Life, было опубликовано письмо с призывом «немедленно приостановить» обучение систем ИИ. Петицию подписали основатель Tesla и SpaceX Илон Маск, соучредитель Apple Стив Возняк, филантроп Эндрю Янг и еще около тысячи исследователей. В письме подчеркивается, что ИИ следует разрабатывать «только тогда, когда мы уверены, что их эффекты будут положительными, а риски управляемыми».

Я думаю, что это конкуренция. Ведь Илон Маск сам занимается нейросетями. Даже простые люди сейчас используют ИИ. И не только для решения элементарных задач. ИИ уже готов к тому, чтобы писать сложные программные софты на некоторых языках.  Поэтому, я думаю, что это конкуренция. Возможно, в некоторых направлениях может быть что-то негативное в применении ИИ. Но что касается астрофизики, то тут ничего негативного быть не может. Ведь мы не занимаемся разработкой какого-либо вооружения. Это одна из фундаментальных наук, которая, в принципе, не может использоваться в военных целях. Она всегда оставалась международной наукой. Даже в советское время астрофизикам разрешали выезжать в другие страны и беспрепятственно общаться с коллегами. Новые фундаментальные знания, которые никогда не были засекречены, для того, чтобы обмениваться ими с другими странами. Это ведь не разработка какого-то оружия, ядерных технологий, или других технологий двойного назначения. Так что, для астрофизики ИИ будет хорошим инструментом, который станет помогать в будущем.

«Fesenkov Astrophysical Institute» – суперкомпьютер, роботы-телескопы и Искусственный Интеллект

Известны случаи, когда ИИ вместо анализа существующих данных, сгенерировал несуществующие данные. Не боитесь ли вы, что именно в астрофизике какие-то данные будут сгенерированы?

На данном уровне развития ИИ нет гарантии, что та информация, которую он выдает, окажется стопроцентна. Конечно, надо все проверять. Пока не достигли такого уровня, в котором нейросети могут полностью заменить человека и его идеи. Но в каких-то простых, бытовых вещах, я думаю, что это хороший инструмент. Есть плюсы и минусы, но на мой взгляд – это необходимый этап развития человечества. Если вспомнить, как решали интегральные уравнения, то их сначала решали, разбивая функции на элементарные площади. Потом, стали применять формулу, потом решением стал заниматься компьютер. Возможно тем, кто изобрел формулу, тоже говорили, что интегральные уравнения надо решать по старинке. Но человечество всегда стремится к тому, чтобы упростить свою жизнь, сделать ее удобнее.

 А как быть с вытеснением человека из некоторых профессий?

Возможно, некоторые люди уйдут в другие профессии, когда их заменит ИИ. Тогда останутся только самые талантливые, умные, которые «генерят» идеи.

«Fesenkov Astrophysical Institute» – суперкомпьютер, роботы-телескопы и Искусственный Интеллект

О чем вы мечтаете?

Создать на нашей базе астрономический хаб. Астрономический центр, который бы предоставлял услуги и информацию любым странам, любому астрономическому сообществу. У Казахстана достаточно интересное географическое расположение. Если смотреть на Европу, то вся она «засвечена» – много городов, яркая освещенность. Горы есть – Альпы, но даже там слишком много городов, слишком много света.  Нет полноценно работающих обсерваторий. Они все ушли в ЮАР, в Чили – а это Южное полушарие.  Есть еще обсерватории в Западном полушарии.  А Восточное полушарие – это только Казахстан и Узбекистан, однако у Казахстана больше преимуществ и технических, и географических, и потенциальных. И со следующего года мы начинаем работу в этом направлении.

Что-ж, поблагодарим Чингиса Тукеновича за интересную беседу и пожелаем удачи и новых открытий нашим ученым астрофизикам.