Согласно результатам исследования специалистов по кибербезопасности Group-IB, в последние годы существенно участились случаи мошенничества с фейковыми свиданиями в интернете. За 3 года число доменов и связанных с этой схемой поддельных сайтов выросло в 30 раз, а доходы только одной из обнаруженных 24 группировок составили почти 107 млн тенге.
Схема фейкового интернет-свидания (Fake Date) относительно проста. На платформах вроде Tinder или Badoo с мужчиной знакомится «девушка», которая практически сразу приглашает его на свидание и уводит с исходной платформы в мессенджер — чаще всего Telegram. Далее она сообщает, что у неё есть билет на какое-либо массовое мероприятие, например, спектакль или выступление популярного стендапера, демонстрирует QR-код билета и предлагает жертве приобрести место рядом с ней. Далее она скидывает ссылку на оплату, жертва теряет деньги, а «девушка» перестаёт выходить на связь.
Данная схема стала особенно популярной среди мошенников в 2020–2021 гг., хотя первые инциденты по жалобам пользователей компания Group-IB отметила ещё в 2018 году. Тогда мошенники приглашали своих жертв в так называемые «антикино» — кинотеатры с залами для двоих зрителей. В 2019 году специалисты выявили 25 поддельных ресурсов театров, ресторанов, стендап-шоу, в 2020 году было обнаружено ещё 263 домена с такими ресурсами, а в 2021 году их число уже выросло до 428. Схему Fake Date реализуют как минимум 24 мошеннические группировки.
По мнению руководителя отдела продвижения продуктов компании «Код безопасности» Павла Коростелёва, всплеск мошенничеств с использованием фишинговых сайтов обусловлен двумя факторами, связанными с пандемией. У жертв возникла потребность восполнить дефицит в общении, а мошенники были вынуждены преступить закон, поскольку у них снизились доходы от легальной деятельности.
С учётом доступности большого числа CMS (систем управления содержимым сайтов) создание подобных ресурсов не требует глубоких технических познаний. А для противостояния подобным схемам пользователям соцсетей и сервисов знакомств следует проявлять бдительность: с первых же минут знакомства предложение встретиться или перейти в мессенджер для дальнейшего общения должны насторожить.
Аналитик компании «Инфосистемы Джет» Игорь Фиц уверен, что в перспективе мошенники попытаются автоматизировать свои действия, запустив массовые рассылки и, таким образом, увеличив охват потенциальных жертв. Директор по технологиям компании Infosecurity Никита Пинчук отметил, что число поддельных сайтов знакомств также растёт — на подобных ресурсах жертвы платят деньги за виртуальные подарки, подвергаются угрозам утечки персональных данных или банального шантажа.
Наталья Красильникова, представитель сайта знакомств Mamba, заявила, что подобные схемы известны уже давно, и платформа блокирует попытки отправки подобных сообщений с помощью алгоритмов защиты от спама. Поэтому мошенники пытаются увести жертв в мессенджеры, и при получении подобных предложений стоит быть бдительным.
Источник: RBC