Какие соцсети популярны среди казахстанцев? Их немного и все они вам наверняка знакомы: Facebook, Instagram, TikTok, Вконтакте, Одноклассники.
Представлять Telegram ( весьма популярный в Казахстане) как еще одну соцсеть в традиционном списке из ВК, Facebook, «Одноклассников», Instagram и всего остального — ошибка. Почему? Мессенджеры — это не соцсети. Любой мессенджер (Telegram, WhatsApp, Viber и другие) находится ближе к конечному потребителю контента, чем соцсеть.
Единственное, чем можно объяснить популярность Telegram в Казахстане, это то, что в отличие от остальных мессенджеров только у Telegram есть каналы, куда можно добавить десятки, сотни тысяч человек. А еще они снабжены кучей функций, чтобы выкладывать контент удобно. Другие мессенджеры либо ограничены в создании каналов (WhatsApp, Viber), либо обладают слишком маленькой аудиторией, чтобы воспринимать их всерьез (TamTam, ICQ).
В нашей стране многие не понимают, как устроены алгоритмы соцсетей. Так называемая «умная лента», которая есть и в ВК, и в Facebook, и в Instagram, показывает посты на свое усмотрение. Предсказать охваты невозможно — они могут сильно отличаться у двух страниц с одинаковым количеством подписчиков.
Критерии выдачи контента в ленту каждый раз меняются. Когда-то было принято считать, что основным фактором успеха является число лайков и репостов. Теперь сами соцсети говорят о важности числа комментариев. Как бы то ни было, алгоритмическая лента — это что-то стороннее, не зависящее от медиа. Если раньше платформы были помощниками в распространении контента, то сейчас они стали посредниками. А посредник всегда получает свою выгоду.
В Telegram такой проблемы не существует, потому что нет никаких алгоритмов. Все посты выходят в хронологическом порядке, следовательно, их видят все ваши подписчики, которые заходят в мессенджер и листают ленту. Возможно именно такой алгоритм (очень простой и удобный) причина популярности этого мессенджера в нашей стране.
А что происходит в мире?
Сегодня практически во всех мировых соцсетях сложились устойчивые тренды. Общение? Не только. Главное – развлекать. И немного информировать.
Очень популярный Instagram помогает приукрасить себя. Через Instagram люди хотят убежать от реальной жизни, от старых однушек и оборванных обоев. Его девиз — не быть, а казаться, — отмечают многие эксперты
Например, алгоритмы Facebook и Instagram всё больше соответствуют решениям TikTok. Вместо общения с друзьями акцент делается на то, чтобы помогать находить развлечения и делиться ими.
Как утверждают эксперты, в последние годы регулярно появляется новый стартап, который старается предложить естественный способ общения в Сети. Однако приложения редко задерживаются надолго. В начале 2021 года таким продуктом был Dispo, который имитировал пленочную камеру — кадры появлялись на странице пользователя только на следующий день. Их нельзя предварительно увидеть и отредактировать.
Позже в том же году вышло приложение Poparazzi, которое предлагало пользователям снимать не себя, а своих друзей, подобно папарацци. Оно попало в топ App Store на несколько недель, но ажиотаж вскоре утих. Схожая попытка была и в России. После блокировки Instagram пользователи стали делиться друг с другом альтернативной площадкой — «Грустнограмом». Черно-белые снимки; вместо лайков соцсеть показывает, сколько людей «грустят» вместе с тобой; раздел «Секреты» — для анонимных миниисповедей; раздел «Неизведанное» — для рекомендаций неизвестных людей. Соцсеть подменяла как функции, так и саму концепцию, заявляя — грустить можно красиво.
В 2015-м в новостной ленте Facebook преобладали ссылки на статьи и видео СМИ, при этом тогда Facebook превзошел Google как крупнейший источник трафика для издателей. К январю 2018 года соцсеть решила, что ее алгоритм должен отдавать приоритет сближению пользователей, а не сообщениям от медиа и брендов.
В конечном счете, стратегия Facebook не сработала. Вместо того чтобы усиливать приятное личное взаимодействие, изменение алгоритма увеличило долю негативных и политически противоречивых сообщений, которые пользователи видели в своих лентах.
Стремясь удержать внимание пользователей, Facebook объявил, что в следующем году количество коротких видеороликов и публикаций от незнакомцев увеличится более чем вдвое. Предпочтение будет отдаваться рандомным популярным авторам, а не подписчикам пользователя. Такое заявление является большим отклонением от первоначальной цели соцсети: держать людей в курсе того, что происходит с их друзьями. В разное время платформа по-разному трансформировала эту идею.
Решения Instagram сработали лучше. В 2016 году соцсеть развернула функцию Stories, подсмотренную у SnapChat. Спустя еще четыре года добавила раздел Reels, вдохновившись короткими музыкальными видео из TikTok. В конце июля этого года Instagram представил опцию двойной камеры, имитируя отличительную особенность соцсети BeReal.
А вот здесь нужны подробности
На сегодняшний день французское приложение BeReal является самым популярным бесплатным продуктом в американском App Store. От прочих соцсетей оно отличается тем, что предлагает людям делиться более приземленным контентом. Без притворства и фальшивого оптимизма, ни лайков, ни рекламы — только то, что происходит с вами в обычной, «скучной» жизни. В последние годы стартапы в жанре «антиинстраграм» регулярно возникают в Сети. Явление социального сравнения и экономика зависти делают привычные платформы некомфортными для массового пользователя.
Почему растет спрос на соцсети без лайков и постановочных кадров?
В последние годы многие люди поступили так же, желая дистанцироваться от социальных сетей. Похоже, пользователи устали от конкуренции за внешнее одобрение в виде лайков и репостов. Некоторые признаются, что посещают мероприятия или сами выдумывают события только ради того, чтобы выложить удачный пост.
Исследователи заявляют, что постепенно молодые люди отвергают соцсети, в которых они выросли. Поколение Z (родившееся с 1997 по 2012 год, то есть в возрасте от 10 до 25 лет) — единственное, среди которого наблюдается спад в использовании социальных сетей.
Тем временем пользователи обращаются к новым приложениям, которые обещают более уединенное общение, рассматривая соцсеть как расширение частных групповых чатов. Одним из таких и является упомянутый ранее BeReal. Разработка привлекла внимание американских студентов и стала самым популярным бесплатным приложением в App Store в США. По оценкам аналитиков, на сегодняшний день оно было загружено от 20 до 29,5 млн раз.
В основе разработки — развенчание «отфильтрованного» образа жизни. Каждый день в разное время всем пользователям приходит уведомление Time to be real («Пора быть настоящим»). Приложение предлагает опубликовать фотографию того, чем люди занимаются в конкретный момент времени. На подготовку отводится две минуты. Если человек не укладывается или отказывается делать снимок, он не увидит, что выложили в сеть его друзья. При этом во время фотографирования срабатывают сразу две камеры — фронтальная и задняя. Таким образом, не получится скрыть бардак в комнате или сонливое лицо. BeReal также лишен фильтров и редактирования.
Сделанные снимки не долговечны. Они автоматически стираются каждый день. А это значит, что пользователь не сумеет сделать идеальные пастельные сетки или красиво упорядочить кадры.
По мере роста новых приложений старые игроки пытаются найти способы оставаться востребованными и прибыльными. В последние годы для Meta это стало актуальной задачей, о чем свидетельствуют новости о том, что ее годовой доход упал впервые с тех пор, как компания стала публичной в 2012 году.
В общем – тема соцсетей огромна и неисчерпаема. Причина проста – эта область человеческого общения постоянно развивается. Поэтому мы еще не раз вернемся к ней в материалах нашего портала.
Статья подготовлена по материалам соцсетей и Интернета