Домой Электроника Смартфоны Смартфон вместо кинокамеры: на что обратить внимание перед съемкой

Смартфон вместо кинокамеры: на что обратить внимание перед съемкой

612

«Лисий шаг», крупные планы, контроль и продуманная схема освещения — 7 важных советов по съемке на телефон от режиссера и оператора Владислава Кузьмина

Известный ленинградский кинооператор Павел Леонидович Засядько лет 30 назад, когда трудно было найти камеру для съемок, говорил: «Давайте что есть, если что и утюгом сниму». Нынче эта шутка воспринимается совсем по-другому.

Тем не менее у съемки на смартфон есть очевидные преимущества, кроме того, что камера всегда под рукой.

1. Плоский маленький аппарат можно закрепить где угодно: вплотную к стене в интерьере, на стекле, в салоне автомобиля и так далее. Значит, можно сделать кадр, который большой камерой не снять. Закрепляя телефон странными способами к неприспособленным для этого предметам, можно добиваться неожиданных и интересных результатов.

2. Можно снимать там, где работа с профессиональной камерой ограничена или строже регламентирована.

Однако нужно понимать, смартфон в качестве кинокамеры — довольно капризный инструмент и к нему нужно относиться взвешенно. Давайте разберем аспекты, на которые следует обратить внимание перед съемкой.

 Настройки

Качество видео может быть весьма высокое — это, в первую очередь, зависит от марки смартфона, приложения, которым ведется съемка, и настроек. Тут вас могут подстерегать неожиданности — почти у всех аппаратов есть особенности, к которым придется приспосабливаться. Например, на нескольких поколениях флагманов Samsung в режиме PRO попытка вручную установить фокус на бесконечность приводит к браку: камера фокусируется примерно на 2 метра.

Проводите тесты в условиях максимально приближенных к съемке и досконально проверяйте результат!

Также замечены странности с фреймрейтом в этом режиме. Сторонние приложения для съемки видео типа Filmic Pro и mcpro24fps зачастую значительно превосходят стоковые по качеству материала и гибкости настроек. Однако они не всегда имеют, например, доступ ко всем модулям камеры и режимам.

Кстати, приложения не всегда дают ровный фреймрейт. Поэтому, если нужен синхронный материал, предпочтительнее выбирать 30 к/с — тем более что современные способы доставки видеосигнала намного более толерантны к неродному фреймрейту, чем во времена дихотомии PAL/NTSC.

Разрешение всегда лучше выбрать максимально возможное: съемка и постпродакшн с выводом результата в Full HD позволяет значительно повысить качество изображения, снизив при этом уровень шумов. Также появляется возможность скорректировать композицию кадра.

Битрейт лучше выбрать максимальный, но который длительное время поддерживает ваш телефон и карта памяти. Проверьте это заранее и проведите тест. Вообще первое, что нужно запомнить: непременно проводите тесты в условиях максимально приближенных к съемке и досконально проверяйте результат!

Конечно, видео с высоким битрейтом будет занимать много места. Даже если вы запаслись дополнительной высокоскоростной картой памяти — относитесь к команде «мотор» ответственно. Чем более продуманный и сегментированный материал у вас получится, тем легче вам будет на этапе постпродакшна. Если в вашем инструментарии не будет хлопушки, пишите хотя бы на бумажках-стикерах номер или название сцены и плана и берите в кадр.

Смартфон вместо кинокамеры: на что обратить внимание перед съемкой

Борьба с желе

Миниатюризация имеет свою цену: на смартфонах особо ярко обнаруживается эффект Rolling Shutter. Он присущ всем современным камерам, построенным на базе CMOS-сенсоров. Но в профессиональных камерах отклик сенсора намного выше, а в некоторых присутствует и так называемый глобальный затвор, единомоментно буферизующий всю полученную сенсором информацию.

Эффект Rolling Shutter

Rolling Shutter часто можно наблюдать даже в высокобюджетных фильмах и сериалах, а в смартфонах он и вовсе шалит. Но когда камера шатается, дрожит, появляется неприятный эффект под названием «желе». Вот он абсолютно неприемлем, к тому же почти не поддается исправлению в постпродакшне.

Парадокс в том, что именно для ручного и мобильного варианта съемки, например, с применением смартфона, стилистика «ручной камеры» в большинстве случаев противопоказана и может быть воплощена только при применении дополнительных средств.

Если предполагается длительная съемка с рук, проходы, высокая динамика — хорошо воспользоваться электронным стабилизатором.

Чем более продуманный и сегментированный материал у вас получится, тем легче вам будет на этапе постпродакшна.

Однако и тут есть свои сложности: стедикам, изобретенный Гарретом Брауном, гасил колебания точки подвески, происходящие в результате ходьбы. Гироскопические маховики помогали удерживать оптическую ось в одном направлении. Но электронный стедикам хорошо гасит только низкочастотные низкоамплитудные вибрации, а вот колебания точки подвеса, происходящие в результате ходьбы, он не гасит вовсе.

На иллюстрации выше режиссер Содерберг с айфоном на электронном стедикаме и в кресле-каталке следует за героиней — это пример наименьших колебаний. В случае же репортажной съемки их необходимо сглаживать самостоятельно за счет «лисьего шага».

Съемка на смартфон, который мы удерживаем кончиками пальцев, крайне неудачна с точки зрения эргономики. На видео возникает много движений оптической оси камеры именно в горизонтальной плоскости, что приводит к появлению «желе» в ярком виде. Иногда это усугубляется электронной стабилизацией смартфона, которую лучше отключать.

Поэтому самое простое решение — кейдж для смартфона, который за счет прямого хвата намного удобнее держать. Руки оператора работают почти как «рука» стедикама, это дает дополнительную свободу перемещения камеры в пространстве. Также кейдж позволяет навешивать необходимое дополнительное оборудование: свет, микрофон, уровень и даже пауэрбанк.

К примеру, универсальный кейдж для смартфонов и фотоаппаратов Smartcage удобен для репортажной съемки в стиле run’n’gun — особенно в сложных условиях, в клубах, на концертах, позволяя оператору в одиночку получать хороший материал.

Но если съемка с рук не является обязательным условием, то избавиться от «желе» еще легче — не забывайте про Его Величество Штатив, который спасает картинку уже более 120 лет. К тому же хорошо выстроенный статичный кадр — заявка на академичность изображения.

Если в кадре все же нужно равномерное, неторопливое и осмысленное движение, при явном пространственном разделении объектов переднего и заднего плана, будет очень полезен и маленький слайдер — портативный вариант кинематографических рельсовых систем (долли).

Объектив

Еще одно серьезное ограничение камеры смартфона — маленький размер сенсора, приводящий к очень большой глубине резкости изображаемого пространства. Как правило, начиная со среднего плана, в фокусе будет и объект и фон. Это не всегда отвечает художественному замыслу и приходится с этим бороться:

  • брать более крупные планы;
  • использовать ручную фокусировку так, что граница резко изображаемого пространства только касается объекта, так можно немного размыть дальний план;
  • стараться снимать статичные кадры или кадры с плавным движением и добавлять расфокус на постпродакшне в программе композитинга;
  • использовать оптические насадки, размывающие края изображения, насадочные линзы и телеконвертеры.

Следующая проблема, вытекающая из физических размеров сенсора и корпуса смартфона, — перманентная широкоугольность оптики. Объектив основной камеры смартфонов имеет ширину угла поля зрения, соответствующую объективу от 24 до 28 мм.

Во многих современных камерофонах иногда множество модулей, но не все они дают достаточное качество и зачастую заблокированы производителем для всех приложений камеры, кроме стокового, в котором настройки часто крайне негибкие. Целиком снять, скажем, фильм на такой оптике непросто.

При репортажной съемке допустимо работать с включенной автофокусировкой. Однако при съемке постановочных кадров надежнее настраивать фокус и корректировать зоны резко изображаемого пространства вручную.

Может немного спасти съемка в 4К или 8К, позволяющая масштабировать изображение в посте и довести эквивалентное фокусное расстояние вплоть до 100 мм, жертвуя качеством. Или применить насадочные линзы, опять же ухудшающие качество. Также нужно отметить, что кадры с изменением фокусного расстояния, которые создает автоматика камеры, пытаясь бесшовно их переключать, требуют особого внимания при использовании, иначе могут появляться артефакты.

Крошечный размер сенсора лишает нас части забот о фокусировке. Фокус-пуллер нам не понадобится, поэтому при репортажной съемке допустимо работать с включенной автофокусировкой. Однако при съемке постановочных кадров надежнее настраивать фокус и корректировать зоны резко изображаемого пространства вручную.

Освещение

Чтобы скомпенсировать большую глубину резко изображаемого пространства и выделить главное в кадре — вдумчиво работайте со светом. Один и тот же интерьер с появлением светового акцента или контрового света моментально преображается.

 Блики

Из-за физических размеров и конструктивного исполнения камеры смартфонов очень подвержены боковым засветам — бликам, что кроме прямого ухудшения параметров картинки, резкости и контрастности, иногда заставляет «затыкаться» и кодек камеры. Это приводит к появлению артефактов и дополнительному снижению четкости.

В первую очередь необходимо тщательно следить за чистотой стекла камеры.

Бороться с паразитными засветами помогут бленды, их можно купить или сделать самостоятельно. Например, напечатать их на 3D-принтере или изготовить из подходящей пластиковой коробочки. Для крепления есть специальные чехлы с разъемами для установки не только насадочных линз, но и бленд. А крепить с помощью двустороннего скотча — не очень хорошая идея, так как корпус смартфонов изрядно греется в процессе работы и скотч может отстать. Лучше применять жесткое крепление или резинку через экран.

Смартфон вместо кинокамеры: на что обратить внимание перед съемкой

Также уменьшает риск нежелательных засветов продуманная схема освещения.

Иногда засветы — часть художественного решения, популяризованного инстаграмом. В таком случае их несложно получить, специально наклеив кусочек лески поперек стекла камеры или просто кусок скотча. Главное — управлять этим эффектом.

Если для вашего контента важен актуальный звук, старайтесь применять внешний микрофон. Встроенный рассчитан на передачу речи у нижней грани и у экрана аппарата, а хороший выносной направленный микрофон лучше запишет звуки происходящего на удалении перед тыльной (основной) камерой.

Микрофон удобно размещать на упоминавшемся выше кейдже для смартфона. Кстати, даже если вам важнее собственные комментарии к видео и выносной микрофон вы применять не хотите, все равно лучше использовать кейдж. С ним вы будете удобно держаться за ручки, а не производить скрипы и шорохи возле микрофона, сжимая грани аппарата.

И наконец, последнее, но не в плане значимости. На крошечном экране смартфона вы не сможете подробно рассмотреть получаемый, скажем, в 4К результат. Лучше всего, сняв репетицию, соединиться с компьютером и просмотреть на большом мониторе. Таким образом, вы соотнесете изображение на экране смартфона с результатом в конкретном энвайронменте.

Если перед вами встала задача снять что-то адекватное, но ничего, кроме топового смартфона, в вашем распоряжении нет, нужно серьезно подойти к задаче. Выразительное освещение, точно выставленная экспозиция, продуманная раскадровка, съемка под последующий монтаж, контроль получаемого изображения. Только так вы сможете добиться результата высокого качества.

Владислав Кузьмин

Режиссер и продюсер в кинокомпаниях «Миракль Фильм» и «Фокс Фильм Продакшн», рекламных агентствах Laboratory TV и «Миракль ART».

Режиссер-постановщик шоу «Версты» на телеканале ТВЦ и исторической реконструкции «Чкалов».

Директор компании HexaSlide.