Право на забвение является достаточно новым, весьма непривычным, но интересным для казахстанских граждан правовым феноменом. Это право означает возможность человека при определённых обстоятельствах требовать от средств поиска публичной информации удаления данных о себе из общего доступа. Право на забвение подразумевает удаление ссылок на такие персональные данные, а не саму информацию.
Немного истории. «Право на забвение» появилось в 2014 году после решения Европейского суда, обязавшего Google удалять из выдачи ссылки на «неточную, заведомо ложную и более неактуальную информацию» по заявлению гражданина ЕС. Всё началось с процесса испанца Марио Костеха Гонсалеса, который ещё в 2009 году потребовал изъять из общего доступа информацию о судебных извещениях 20-летней давности.
Через две недели после вступления закона в силу Google открыла онлайн-форму для отправки заявлений. С 2014 по 2018 гг. поисковик получил почти 3 млн запросов. 44% указанных в заявлении адресов были удалены из выдачи.
Как будут “забывать” в Казахстане
Министр цифрового развития, инноваций и аэропромышленности Багдат Мусин в прошлом году озвучил несколько инициатив комитета информбезопасности, в которых было предложено реализовать в Казахстане право на цифровое забвение и отмену согласия на использование персональных данных.
“Мы говорим, что любой человек имеет право на забвение. Это соответствует международным стандартам. И каждый человек должен иметь возможность удалить информацию о себе из сети интернет. Понятно, мы только начинаем этот путь, Комитет информационной безопасности определенную работу проводит. Уже сейчас есть несколько обращений, которые удовлетворены нашим комитетом”, – заявил глава министерства Багдат Мусин.
Спустя полгода после этого заявления в Казахстане был разработан законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам стимулирования инноваций, развития цифровизации и информационной безопасности”, который предполагает введение “права на забвение”.
“В случае обращения физического лица или его законного представителя собственник или владелец интернет-ресурса обязан удалить из данных поиска по представленному идентификатору интернет-ресурса устаревшую или неактуальную информацию личного характера”, – говорится в предлагаемом варианте законопроекта.
В Министерстве пояснили, что это требование к поисковым системам по обеспечению так называемого права на забвение касается устаревшей, неактуальной информации в отношении граждан.
Однако почти сразу же Международный фонд защиты свободы слова “Адил соз” выпустил заявление, в котором подверг критике предлагаемый законопроект о “праве на забвение”.
“Информация о совершённых в прошлом преступлениях и даже мелких мошенничествах может представляться “неактуальной” или “устаревшей” только чиновникам и другим лицам, желающим скрыть неприглядные факты своей биографии”, – отмечается в заявлении президента международного фонда защиты свободы слова “Адил соз” Тамары Калеевой в Facebook.
В заявлении сказано, что ссылки лоббирующих эти предложения чиновников на европейский опыт совершенно безосновательны, так как на сегодня отсутствует законодательно установленный регламент “права на забвение” в качестве международно-правовой нормы.
“Право на забвение” противоречит конституционному праву искать и получать информацию и создаёт очевидный дисбаланс между частными и общественными интересами. Введение этой нормы приведёт к фактической цензуре, блокирует журналистские расследования и в целом серьёзно затормозит борьбу с коррупцией. Считаем введение “права на забвение” в Казахстане преждевременным и опасным и требуем исключить эту норму из законопроекта”, – заключили в фонде защиты свободы слова.
“На мой взгляд, право на забвение лоббируют те, кто в этом заинтересован. Это могут быть и чиновники, которые когда-то где-то что-то не то сказали, и те, кто был осужден по коррупционным правонарушениям. Получается, что любой человек, что бы он ни совершил, сможет потом прийти к руководству СМИ и под угрозой судебной расправы требовать, чтобы информация о нем была удалена. Я считаю, что вводить эту норму нельзя категорически. А если законопроект будет принят, то это помимо всего прочего негативно скажется на нашем международном имидже. Казахстан опять будут критиковать на всех международных площадках.” – заявила Жемис Турмагамбетова, исполнительный директор Общественного фонда «Хартия за права человека».
“Без надлежащей процедуры, которая сможет защитить медиа от необоснованных претензий, нападок и пожеланий недовольных граждан, эту норму вводить нельзя. Должен быть соблюден баланс общественных интересов и частных. Самое главное – нет практики, которая бы показывала, что это предложение обоснованно. Когда вводятся новые нормы, они должны основываться на каких-то цифрах, исследованиях”. – заявляет Игорь Лоскутов, начальник юридического отдела ТОО «ИнфоТех&Сервис» в Алмате.
Однако в обществе есть и другие мнения. Ситуации бывают разные и для многих из нас рассматриваемая инициатива просто необходима.
“Лично я поддерживаю такое предложение – право на забвение. Я уже миллион раз пожалела, что предала огласке свою ситуацию! С одной стороны, если бы не эта огласка и помощь журналистов, я бы не смогла ничего сделать. И люди, которые читали мою историю, поверили в то, что можно бороться и доказать свою правоту. Так что я очень благодарна журналистам. А с другой стороны, это, оказывается, опасно для авторитета, положения в обществе, может, даже для жизни. Столько негатива на меня вылилось – не передать словами! Причем людей совершенно не волновало, что это в отношении меня совершались противоправные действия. Ты оказываешься совершенно оторванным от общества, тебя все просто ненавидят!” – отметила Маржан Булатова, героиня ряда публикаций в газете “Время” и других изданиях.
Как это будет работать
Стереть информацию планируется через “Сервис обеспечения безопасности персональных данных”, который будет реализован как один из компонентов “электронного правительства” на основе технологии распределенных реестров (блокчейн).
В министерстве отметили, что такая технология делает записанную информацию неизменной и прозрачной, что исключает возможность подмены редактирования и удаления сведений. Поэтому казахстанец будет иметь возможность просматривать действия, осуществленные с его личной информацией.
“Данная возможность будет предоставлена гражданам в отношении персональных данных в государственных базах”, – отметили в МЦРИАП.
В министерстве добавили, что, помимо удаления информации, казахстанцы смогут отозвать ранее данное согласие на сбор и обработку персональных данных. При поступлении такого отзыва операторы персональных данных будут обязаны уничтожить содержащиеся в своих базах личную информацию обратившегося субъекта. Иначе оператор подлежит привлечению к административной ответственности на основании обращения субъекта.
К тому же любой казахстанец сможет воспользоваться правом на забвение, отозвать согласие, просмотреть действия со своими данными через кабинет пользователя на веб-портале “электронного правительства” или через мобильное правительство. Услуга будет предоставляться на безвозмездной основе.
Председатель комитета по информационной безопасности Руслан Абдикаликов сообщил, что законопроект по праву на забвение не будет введен до полной доработки. Пока планируется ограничиться только тем, что человек сможет обезличить информацию о себе в случае, если не было административного и уголовного правонарушения.
Он добавил, что пилотный режим сервиса продлится до конца года. Его полноценный запуск после внесения правок запланирован к концу 2022 – началу 2023 года.
Свобода слова – прогресс или регресс?
Право на забвение очень тесно связано с правом на свободу слова, печати и информации. При этом ряд специалистов считает, что право на забвение является серьёзным правовым регрессом, поскольку оно сопутствует возникновению проблем цензуры и манипулирования информации, покушению на свободу слова и право на свободный доступ к информации. А это, как известно, фундаментальные права человека, закреплённые на национальном (в том числе на уровне конституций) и международно-правовом уровне (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 года).
Кроме того, право на забвение всерьёз претендует на абсолютный характер, максимально вообразимым уровнем реализации которого является удаление любой информации, не соответствующей тем или иным критериям независимо от их объективности.
С другой стороны, право на забвение сопутствует праву на неприкосновенность частной и личной жизни, поскольку конечным результатом является изъятие информации с общественно полезными целями из всеобщего информационного поля, доступ к которому имеется у неопределённого круга лиц, исходя из принципа отношения к информации как к вещи, принадлежащей лицу на праве собственности со всеми вытекающими последствиями.
А как думаете вы?
Итак, как мы выяснили – право на забвение становится неким своеобразным мостом между свободой информации и неприкосновенностью частной жизни. Станет ли он, этот мост, благом для нас или же прикроет от будущего огромное количество темных дел, связанных с криминалом и коррупцией, “обеляя” личности, их совершивших?
Нам весьма интересно ваше мнение!
Если вам была интересна данная тема, советуем ознакомиться со статьей об авторском праве.