Наверное, каждый из нас замечал, что современные телевизоры, холодильники, стиральные машины и другая электроника и бытовая техника выходит из строя гораздо раньше, чем, например, лет 15-20 назад. Все потому, что эти предметы специально производятся с коротким сроком службы. И при этом зачастую используются методы, не позволяющие проводить их ремонт кем-либо, кроме производителя. Почему это происходит, насколько вредит экологии (не говоря уж о кошельках потребителей) и как разобраться с этой проблемой, рассказывают эксперты Казахстанского института экономических исследований (ERI).
Авторы исследования сообщают, что политика ограничения ремонтов изделий компаниями началась в конце 1990-х и начале 2000-х годов, особенно в отношении электроники и бытовой техники. Это проявилось в виде применения специальных дизайнов, которые делают ремонт более сложным или невозможным для независимых ремонтных мастерских или даже для самостоятельного ремонта.
Один из самых ранних примеров данной политики в конце 1990-х годов относится к компании Deere & Company, американскому крупнейшему производителю сельскохозяйственной, строительной и лесозаготовительной техники. Компания начала использовать цифровые системы управления в своих сельскохозяйственных тракторах, что делало невозможным ремонт или обслуживание техники без официального сервиса и программного обеспечения компании. Это вызвало недовольство у фермеров и независимых ремонтных мастерских.
Другой пример – это принтеры, которые используют программное обеспечение, блокирующее использование сторонних картриджей для их принтеров, что ограничивает возможность самостоятельной замены расходных материалов и увеличивает расходы на обслуживание.
Компания Apple также известна своей политикой ограничения ремонтов. Она использует специальные винты и другие технические решения, чтобы затруднить доступ к внутренним компонентам, что делает ремонт более сложным без официального сервисного центра Apple.
«Это лишь несколько примеров, но подобные практики стали распространенными в различных отраслях промышленности. И эта стратегия не только дорога для потребителей, но и ужасна для планеты. Компании ссылаются на безопасность данных и коммерческую тайну как на обоснование ограничения доступа к своей продукции, но эта практика также сохраняет контроль над прибыльным вторичным рынком поддержки продуктов и сроком службы (и, следовательно, временем замены) устаревших продуктов, что способствует обороту», – констатируют авторы исследования.
Они дополнили, что сейчас во всем мире наблюдается растущая популярность различных онлайн-сообществ, на которых собраны руководства ремонта для всего, что говорит об утомлении от этих практик ограничений.
«В таких сообществах люди обмениваются опытом и знаниями о ремонте и обслуживании продуктов, а также выражают свою поддержку движению за право на ремонт. Это свидетельствует о растущем желании потребителей контролировать свои устройства и иметь возможность самостоятельно решать проблемы с ними, независимо от политики ограничения ремонта», – пояснили аналитики.
Так, например, в США, в шести штатах уже есть активные программы, а другие, включая Калифорнию, Нью-Йорк, Миннесоту и совсем недавно Орегон, приняли законы о праве на ремонт.
Калифорнийский закон о праве на ремонт, считающийся одним из самых строгих, требует, чтобы устройства стоимостью от 50 до 99 долларов имели трехлетнюю поддержку с запасными частями и информацией и семилетнюю поддержку для соответствующих устройств стоимостью более 100 долларов.
В Европейском союзе (ЕС) действует законодательство по энергетической маркировке и экодизайну, которое направлено на повышение энергоэффективности продукции на рынке ЕС.
Одним из важных изменений в законодательстве в 2021 году было включение элементов, повышающих возможность ремонта и переработки бытовой техники. Новые меры включают такие требования, как упрощение замены запасных частей и обеспечение доступности ключевых деталей, а также информации о ремонте и техническом обслуживании для конечных пользователей и профессиональных ремонтников в течение как минимум 7-10 лет.
Франция ввела индекс ремонтопригодности в 2021 году и выступила против практики Apple по спариванию деталей, и даже разрешила субсидии на ремонт обуви и одежды.
В Канаде некоторые провинции, такие как Онтарио и Британская Колумбия, рассматривают законодательство о праве на ремонт, которое защищает права потребителей.
В Австралии в 2021 году провинция Виктория ввела новые правила, обязывающие производителей предоставлять информацию и запасные части для ремонта электроники и электрических товаров.
«Право на ремонт может спасти климат вместе с нашими кошельками. Стареющие электронные продукты, выбрасываемые на свалку как электронные отходы, имеют большой углеродный след. Парниковые газы, связанные с электронными отходами, выросли на 53% с 2014 по 2020 год, что составляет 580 миллионов тонн выбросов углекислого газа только в 2020 году, что эквивалентно выбросам за год от более чем 129 миллионов автомобилей. Ожидается, что к 2030 году выбросы CO2 от электронных отходов вырастут примерно до 852 миллионов метрических тонн в год», – поделились своими выводами эксперты.
Кроме того, по их мнению, законодательство о праве на ремонт может также создать «циркулярную экономику», в которой продукты имеют увеличенный срок службы и простоту восстановления.
Для тех, кто желает сократить выбросы CO2, эта политика дополняет другие политики, расширяющие ответственность производителей, такие как лизинг, предварительная плата за утилизацию и программы возврата.
«Право на ремонт становится неотъемлемым элементом устойчивого потребительского поведения и экологически ответственного производства, способствует сохранению ресурсов, снижению выбросов CO2, и создает благоприятную среду для развития зеленой экономики и инноваций в области продления срока службы товаров. Продолжение этого тренда вводит нас в перспективу, где потребители и производители совместно работают над созданием более устойчивых и эффективных решений, в которых экономическая выгода сочетается с уважением к окружающей среде. Таким образом, законодательство о праве на ремонт не только выступает как инструмент защиты прав потребителей, но и как ключевой элемент стратегии по достижению глобальной устойчивости и экономического развития», – подытожили аналитики.
Автор: Владимир Демидов, Качественный Казахстан