С нового учебного года в Павлодарской области начнут внедрять в образовательный процесс искусственный интеллект. Для педагогов предусмотрено специальное обучение, чтобы они применяли цифровые инструменты в инклюзивном и дифференцированном обучении.
Эти и другие вопросы обсудили участники традиционной ежегодной конференции, которая в этом году посвящена теме «Білімкелешегі: адалазамат, кәсібимаман» («Будущееобразования: честный гражданин, профессиональный специалист»).
В предстоящем учебном году за парты сядут 10,5 тысячи первоклашек. Для повышения качества образования ввели 130 современных кабинетов, а более 85 процентов оснащены мультимедийными средствами.
Одной из основных особенностей предстоящего учебного года станет внедрение искусственного интеллекта в учебный процесс. Об этом на встрече подробно рассказала заместитель председателя Ассоциации по развитию искусственного интеллекта в Казахстане Анар Тулеубаева. В своём выступлении она подчеркнула: сегодня речь идёт уже не только о цифровизации, но об ответственном применении искусственного интеллекта. Это, разумеется, прогресс, а ещё защита учеников, педагогов и всего образовательного процесса.
– Мы вводим искусственный интеллект в образовательную среду, чтобы улучшить персонализацию, снизить бумажную нагрузку и повысить эффективность, но для любого инструмента требуются сопровождение, этические нормы, правовая база и системный контроль. Говоря о внедрении искусственного интеллекта в школьное образование, нужно не только подчеркнуть его возможности, но и честно признать – вместе с перспективами приходят новые вызовы и риски. И здесь для нас важен опыт других стран, – говорит Анар Тулеубаева.
Она привела такие данные.
Например, на федеральном уровне в США пока не существует единых стандартов по применению искусственного интеллекта в школьном образовании. То есть ответственность ложится на учителей, а это создаёт неопределённость.
В штате Карнатака на юго-западе Индии попытка внедрить систему распознавания лиц учеников с целью контроля их посещаемости вызвала негативную реакцию общества – родители и некоторые из экспертов образования выразили опасения относительно утечки биотметрических данных школьников.
В Шотландии учащиеся начали массово использовать ИИ для выполнения заданий без понимания материала, а в Австралии уже ввели термин «цифровая амнезия», так как дети перестают «удерживать» знания, которые не продуцировали самостоятельно, при этом у них снизились память, внимание и мотивация, так как они излишне полагались на алгоритмы искусственного интеллекта.
– Любые инициативы должны сопровождаться национальными регламентами и правовыми нормами, – отметила Анар Тулеубаева. – В Казахстане необходимо разработать чёткие условия и правила допустимого спектра применения искусственного интеллекта. Это убережёт и педагогов, и родителей от недоверия. Важен баланс. Искусственный интеллект не должен лишать ребёнка возможности прилагать усилия в поиске знаний. Решение состоит в том, чтобы встроить в школьные программы модули по цифровой грамотности и критическому мышлению. Ученикам следует объяснять не только то, как пользоваться, но и почему нельзя полностью полагаться на технологии.
По словам председателя Комитета по обеспечению качества в сфере образования Министерства просвещения РК Серика Аширова, в новом учебном году стартует поэтапное внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс.
– Планируется внедрение платформы AI-Kitap (платформа для цифровых AI-учебников, – прим. авт.), педагоги будут проходить трёхуровневые курсы, а всех учащихся с первого по 11 класс охватят курсами «Day of AI», – сообщил в своём выступлении Серик Аширов.
– Государство постоянно создаёт условия для профессионального роста педагогов. Уже в этом году охват курсами повышения квалификации увеличен в два раза, а новая автоматизированная цифровая система непрерывного профессионального развития педагогов помогла повысить в стране долю квалифицированных кадров до 72 процентов, – говорит Серик Аширов.
Ещё стало известно, что издательство «Алматыкітап» поддержало систему образования нашего региона, безвозмездно предоставив 40 мобильных образовательных комплексов «TopIQ – Mobil Box» для малокомплектных школ Павлодарской области.
Марина КИСЕНКО.
Фото Валерия БУГАЕВА.