Цифровизация в торговле – это не далекое будущее, а уже реальность. И действительно, представить современную торговлю без цифровых платформ, позволяющих продавать и покупать одним нажатием на экран смартфона, представить сложно. Однако некоторые виды торговых операций в Казахстане до сих пор представляют из себя окно возможностей для цифровизации.
О том, какие еще изменения в сфере торговли ожидаются в связи с дальнейшей цифровизацией в Казахстане, стало известно в ходе деловой программы II Международной выставки HomeTech & Electra 2025 в Алматы где представители профильных ведомств, торговых представительств и производств из семи стран обсуждали перспективы развития индустрии электроники, цифровых технологий и трансграничной торговли.
Заместитель председателя Комитета индустриального развития, МПС РК Шынгыс Суюнбаев рассказал, что сейчас идет разработка новой цифровой программы – национальной информационной системы промышленности. Она позволит моментально увидеть, на каком этапе каждое конкретное предприятие развивается и как внедряется Индустрия 4.0.
«На сегодняшний день мы все понимаем, что ключом развития является автоматизация и цифровизации, что увеличивает качество продукции и приводит к удешевлению данного товара. Цифровизация реестра отечественных товаропроизводителей стартует с 2026 года, акцентирована именно на само производство, и мы будем смотреть через информационную систему, какое производство что выпускает с какой локализацией. Таким образом мы переходим от сертификата СТ KZ на реестр отечественных товаропроизводителей», – сказал Шынгыс Суюнбаев.
Также изменения происходят и в сфере экспортного контроля по программе E-License. Теперь благодаря искусственному интеллекту госорганам проще отслеживать, какое оборудование завозят в Казахстан и какое увозят. Таким образом в Казахстане усилена платформа для безопасности информационной системы.
Другая сфера, которую сильно изменила цифровизация – торговля
Не секрет, что электронная торговля во многом упростила жизнь нам как потребителям. В первую очередь, это маркетплейсы, которые созданы в основном при банках, сейчас маркетплейсы создаются и у торговых объектов, это крупные торговые сети, которые предпочитают всё больше и больше торговать онлайн, потому что это упрощает нам с вами жизнь, при этом это даёт нам большой товарооборот.
Заместитель председателя Комитета торговли, МТИ РК Айгуль Епбаева обратила внимание собравшихся, что данная система B2C (бизнес – клиенту) широко развита, казахстанцы уже ощутили прелести этой жизни с онлайн-покупками, которая высвободила время для других дел. Но вот торговля B2B (бизнес-бизнесу) не так широко охвачена цифровизацией. Но в Минторговли уже работают над устранением этого пробела.
«Чтобы создавать удобство нашим торговым предпринимателям, мы работаем над тем, чтобы запустить маркетплейсы в сфере B2B, когда юридическое лицо сможет оптовыми партиями закупать у другого юридического лица также онлайн. Это ускорит процесс, обеспечит более правильную логистику. Сейчас прорабатывается вопрос, что будет B2B по агропродуктам в первую очередь, это позволит нам сдерживать цены на социально значимые продукты, насыщать рынок в период межсезонья, избежать ажиотажа и, соответственно, резких скачков цен», – сказала Айгуль Епбаева.
«Цифровизация торговой отрасли – важная задача, позавчера на заседании правительства об этом докладывалось. Совместно с Минфином мы работаем над национальным каталогом товаров. Все это позволяет развивать цифровые технологии. При написании задач для информационных систем каталоги применяются более упрощенные, и сейчас речь идёт о национальном каталоге товаров, в котором будут сконцентрированы все ныне существующие каталоги и классификаторы», – подытожила Епбаева.
Источник: Международная выставка HomeTech & Electra