Сегодня — День защитника Отечества. Именно 7 мая 1992 года экс-президент Казахстана, на тот момент Верховный главнокомандующий ВС РК, Нурсултан Назарбаев подписал указ о создании Национальных вооружённых сил. Поэтому сегодня мы поговорим о современном вооружении наших защитников Отечества.
Бронеавтомобиль «Арлан»
Казахстан находится на 62 месте в мировом рейтинге военной мощи Global Firepower (GFP) 2021.
В 2015 году в Казахстане было открыто предприятие «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» по лицензионной сборке бронированных автомобилей Marauder компании из ЮАР Paramount Group, которые очень понравились казахстанским военным. На производство первой партии ушел год. В дальнейшем проект был доработан с учетом климатических особенностей региона и получил новое название «Арлан».
Бронированная колёсная машина (БКМ) “Арлан” уже достаточно хорошо освоена казахстанскими силовыми структурами и находятся на вооружение силовых структур и Национальной гвардии страны. При этом их комплектации практически не отличаются. Некоторые части машины завозятся из-за рубежа, а часть (например, бронированный корпус) Казахстан производит самостоятельно.
«Арлан» является многоцелевой бронированной машиной с усиленной противоминной защитой. Главное ее предназначение – ведение разведки. Машины этого типа обладают большим дорожным просветом, V-образный корпус позволяет противостоять осколкам и рассеивать энергию взрыва.
Обеспечена защита от небронебойных 12,7-мм пуль и подрыва 8 кг тротила под колесом либо днищем. Корпус разделен на защищенный моторный отсек и единый обитаемый объем, вмещающий экипаж и пассажиров. Предусмотрено развитое остекление, обеспечивающее хороший обзор. Все стекла, за исключением лобового, оснащены амбразурами для стрельбы из личного оружия.
На сегодняшний день, броня соответствует третьему уровню защиты стандарта STANAG 4569. Это стандарт НАТО, определяющий уровни защиты экипажей боевых бронированных машин по массе при поражении боеприпасами кинетического действия, осколками осколочно-фугасных снарядов полевой артиллерии и фугасным действием импровизированных взрывных устройств.
Бронетранспортер «Барыс»
Лицензионное предприятие Kazakhstan Paramount Engineering также разработало образцы бронированной колёсной техники.
«Барыс» стал первой совместной разработкой Paramount Group и «Казахстан Парамаунт Инжиниринг». Перед конструкторами стояла задача как можно лучше защитить экипаж машины и стрелковое оснащение, поэтому бронетранспортер снабдили противоминной и баллистической защитой. Кроме того, на машину установили мощную оптику и тепловизор для работы в ночное время или в условиях плохой видимости.
К настоящему времени бронетранспортёр полностью переукомплектован: он получил новый модуль с системами вооружения и новейшими приборами ситуативной осведомленности. Модуль полностью спроектирован совместным казахстанско-турецким предприятием “Казахстан Аселсан Инжиниринг”.
“На сегодняшний день модуль, разработанный нашими разработчиками – это самые последние требования к вооружению данного типа. Естественно, мы используем российское вооружение, пушку 2A42 – у нас должна быть унификация боеприпасов, так как мы входим в ОДКБ. Что дает новый модуль? Это высокая ситуационная осведомленность. То есть благодаря тому, что на данном модуле установлен тепловизор, лазерный дальномер, оптические устройства, вы имеете возможность обнаружить противника раньше, чем он вас”, – сообщил руководитель KPE Ербол Салимов.
Казахская модификация танка Т-72KZ
После развала СССР Казахстану досталось порядка 1000 танков Т-72. Доставшееся “наследство” в виде военной техники, к сожалению, большей частью – устаревшие модификации. Перед отечественными инженерами встал вопрос – как довести боевые машины до современного уровня. Причём сделать это нужно было максимально быстро и бюджетно.
В отличие от других республик бывшего СССР Казахстан получил достаточно много танков Т-72 1989 года. Кроме того, страна получила уникальные Т-72В, выпущенные в начале 1990-х. С 2011 года Казахстан приступил к модернизации танков на собственном заводе. По сравнению с прототипом, Т-72KZ стал на тонну тяжелее, а вместе с тем увеличилась мощность его двигателя и дальность распознавания и поражения целей.
В результате модернизации, танк Т-72, получил встроенную динамическую защиту, характерную для израильских вариантов модернизации американских танков М48 и М60 броневую защиту башни, противокумулятивные решетки.
В модернизированной версии используется дублированное управление огнем и современные средства связи. Усовершенствование конструкции ходовой части и системы вооружений позволили существенно нарастить его тактико-технические характеристики. Танк получил информационно-управляющую систему и навигационный комплекс на базе GPS, а также динамическую защиту «Контакт-5».
Новые средства связи и навигации западного производства объединены в систему Elbit Systems/Azimuth Technologies Comet с GPS. Появилась возможность установки кондиционера, что очень важно для жаркого казахстанского климата, и вспомогательного энергоагрегата. Танк получил гусеничную ленту с резиновыми подушками.
Дневной прицел наводчика остался прежним, однако старый активно-пассивный ночной прицел заменен на тепловизионный. Командир танка получил возможность дублировать действия наводчика, механик–водитель –новый прибор наблюдения.
В казахстанской армии используются роботы
О том, как казахстанские военные используют роботов в повседневной службе, рассказал начальник Департамента сил специальных операций Генерального штаба Вооруженных сил полковник Болат Журабаев.
Одной из наиболее эффективных и применяемых моделей, по его словам, является облегченная портативная система Eye Drive, которая используется в городе при контртеррористических операциях и поисково-спасательных действиях.
“В военно-морских силах для сканирования и изучения подводного ландшафта, обнаружения и уничтожения подводных взрывных устройств на вооружение приняты роботизированные комплексы Alister-9, K-Ster-I и K-Ster-C. В ближайшее время на вооружение инженерных войск поступит мобильный робототехнический комплекс “Хамелеон-Е” и многофункциональный робототехнический комплекс разминирования МРТК-Р “Уран-6”, – пояснил он.
Болат Журабаев также отметил, что беспилотные летательные аппараты являются привычным элементом для войск казахстанской армии. В частности, на вооружении имеется техника израильского и китайского производства.
“Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) Вооруженных сил Казахстана неизменно выполняют важнейшие учебно-боевые задачи. На таких крупных учениях, как “Батыс-2018”, “Поиск-2018” и “Айбалта-2019”, совместные тактико-специальные учения “Туран” в Таджикистане, “Аныракай” в Кыргызстане, “Калкан” в Узбекистане, наши расчеты БПЛА успешно выполнили все задачи по ведению воздушной разведки днем и ночью, корректировке огня артиллерии, наведению авиации и удары по объектам”, – добавил начальник департамента.
Беспилотный летальный аппарат «Шағала»
Беспилотный летальный аппарат «Шағала» представляет собой летательный аппарат самолетного типа в классе «мини», то есть по массе не превышающий 30 кг. Судя по фотографиям, опубликованным на информационном сайте Минобороны, аппарат оснащен двумя электрическими двигателями, что в плане бесшумности делает «Чайку» более предпочтительной на фоне ее «бензиновых» собратьев по классу.
За созданием этого БПЛА стоит известный казахстанский инноватор Таир Балбаев. Когда при Минобороны была создана секция по разработке беспилотных летательных аппаратов, именно его идеи больше всего заинтересовали военных.
Обычно перед любым заказчиком военной техники всегда стоит выбор: идти по пути наименьшего сопротивления, закупив чужие разработки, либо создавать технику с нуля, опираясь на собственную научную базу.
Таир Балбаев предложил партнерам дальновидное решение: привлекать к созданию БПЛА казахстанских разработчиков, наращивая тем самым компетенции страны в сфере производства военной техники. Как выяснилось, это существенно экономит и средства. Вот как пишет сам Таир, обосновывая идею импортозамещения: «Покупка чертежей, облетанного и созданного под ТЗ заказчика планера с размахом около двух метров, стоит до полутора миллиона долларов».
Комментировавший испытания нового дрона заместитель министра обороны РК генерал-лейтенант Тимур Дандыбаев, особо подчеркивает требования, которые приходилось учитывать разработчику в плане климата и географии нашей страны. Например, БПЛА способен выдерживать порывы ветра до 14-ти метров в секунду, что по шкале Бофорта означает крепкий ветер, или даже начало бури.
Специалистам также пришлось долго и много работать над слабым местом современных источников питания –резким падением емкости батареи в холодное время. Ведь зимой температура воздуха даже в южных областях Казахстана может запросто опуститься ниже 20 градусов мороза, что может ограничить возможности применения БПЛА. Несмотря на то, что продолжительность полета для такого маленького дрона весьма высока – до 2,5 часов, несколько смущает дальность действия БПЛА, которая на сегодняшний день ограничена радиусом в 30 км.
Впрочем, со слов представителя Национального университета обороны полковника Акшулакова, беспилотник рассматривается в качестве поддержки казахстанской армии на уровне тактического звена. Например, прицельная дальность современного батальонного миномета составляет 5-7 километров, что вполне соответствует радиусу действия «Чайки», который может корректировщиком огня. Таир предполагал, что при размахе крыла в 2 метра грузоподъемность аппарата составляет целых 15 кг, что тоже оправдывает указанный радиус действия.
Беспилотный летальный аппарат TengriPro
Интересно, конечно, рассмотреть, какие перспективы в плане военных заказов есть и у других независимых разработчиков дронов. Сразу вспоминается симпатичный аппарат в форме летающего крыла, созданный под маркой Qazdron.
Накануне пандемии один из основателей этой компании очертил результаты двухлетней работы над беспилотником TengriPro. Со слов Мадияра Смагулова молодая команда Qazdron начала сотрудничать с компанией «Казахстанская авиационная индустрия» – «дочкой» «Казахстан Инжиниринг», в которой разработкой беспилотников занимались, что называется, по-взрослому.
И если характеристики беспилотника TengriPro версии 2.0 явно отражали экспериментальный характер разработки, то дальнейшая модификация под номером 2.5 по своим возможностям уже может заинтересовать военных. Ранняя модель, к примеру, могла пролететь до 100 км с полезной нагрузкой до 1,5 кг, а в новой версии радиус действия расширен до 130 км, при этом время нахождения в воздухе – до 3,5 часов.
Чем активней военные будут привлекать отечественных инноваторов к реализации заказов, тем больше шансов у последних реализовать идеи на ниве мирных технологий. Пример того же Израиля подсказывает, что именно военные заказы взрастили несколько поколений израильских ученых и инженеров, чей опыт затем воплотился в передовых технологиях нашего времени: от аэропоники и бионических протезов до микропроцессоров мирового уровня.
Проект РСЗО “Тарлан”
Ракетный комплекс “Тарлан” является современной, мобильной, многофункциональной, компьютеризированной ракетной системой со спутниковой и инерциальной системами навигации. Ракетный комплекс “Тарлан” предназначен для уничтожения и подавления точечных и площадных целей, живой силы и огневых средств противника на дальности до 300 км.
В ракетном комплексе “Тарлан” реализована концепция универсальной, высокоточной многоразовой системы запуска ракет, когда одна и та же пусковая установка позволяет оперировать несколькими типами высокоточных ракет с различной дальностью стрельбы, что позволяет значительно расширить круг выполняемых боевых задач. Использование в системе цифровых средств связи, тактических компьютеров, современных средств навигации и топопривязки, включая спутниковую, позволяет автоматизировать систему управления огнём, значительно ускорить передачу и обработку данных, наведение пакета снарядов и поражение цели.
Преимуществом комплекса является универсальность, т.е. возможность стрельбы различными типами боеприпасов позволяет значительно расширить круг решаемых боевых задач. Так же можно выделить контейнерное заряжание, что позволяет использовать одноразовые и многоразовые пусковые контейнеры с широкой номенклатурой реактивных снарядов и ракет.
Наличие компьютерной системы управления огнём и систем навигации позволяет значительно быстрее выполнить боевую задачу. Троирование привода системы наведения позволяет значительно повысить надёжность машины. “Тарлан” обеспечивает задействование штатного личного состава в количестве 3-х человек при обслуживании данной системы. Применено универсальное шасси КАМАЗ, что значительно упрощает его обслуживание и ремонт, а также обучение механиков-водителей.
Противовоздушная оборона Казахстана
Командир войсковой части войск ПВО полковник Янис Илиади рассказал, что в настоящее время на вооружении части находятся зенитные ракетные комплексы С-200 и С-300 различного радиуса действия, прошедшие модернизацию и способные отразить удары средств воздушного нападения на любых высотах и рубежах в различных условиях и обстановке.
“На вооружении войск противовоздушной обороны стоит очень сложная радиоэлектронная техника, требующая к себе соответствующего отношения и нуждающаяся в постоянном обслуживании. В этой связи у нас в части проходят службу инженеры, связисты, энергетики, обладающие математическими способностями и знаниями в области информационных технологий (IT), так как для производства расчетов до цели, принятие соответствующего решения и осуществления пуска ракеты отводится непродолжительное количество времени”, – рассказал Янис Илиади.
К счастью, за всю историю нашей страны войскам ПВО не приходилось запускать ракеты в реальных условиях, делается это только на полигоне Сарышаган во время учений или в ходе участия в других международных учений, которые проводятся в рамках объединенной системы ПВО СНГ.
По информации из открытых источников, ЗРК С-300 является мобильной и многоканальной системой противовоздушной обороны. Он способен поражать широкий спектр целей, может обстреливать 6 целей одновременно и обеспечивает поражение объектов, летящих со скоростями от 30 до 1200 метров в секунду. Данный комплекс относится к современному поколению техники, которая состоит на вооружении войск противовоздушной обороны Казахстана.
Вертолёт казахстанской сборки Ми-8АМТ
В Алматы на 405-м авиаремонтном заводе прошла торжественная церемония передачи МЧС первого собранного в Казахстане вертолёта Ми-8 АМТ. Эти многоцелевые машины выпускает Улан-Удэнский авиационный завод. У нас будет производиться крупноузловая сборка Ми-8 АМТ из комплектов, поставляемых российским предприятием.
В соответствии с контрактом, заключённым Национальной компанией “Казахстан инжиниринг” и холдингом “Вертолёты России” в Алматы налажена крупноузловая сборка этих машин. Так называемые вертолёто-комплекты поступают с Улан-Удэнского авиазавода в Алматы на 405-й авиаремонтный завод, где производится их монтаж, а затем отладка готового изделия.
Ми-8 АМТ – современная гражданская модификация одного из самых массовых серийных вертолётов в мире. Эта надёжная многоцелевая машина сегодня работает почти на всех континентах и в разных климатических условиях – от тропиков до полярных широт. Казахстан считается одним из крупнейших эксплуатантов вертолёта на постсоветском пространстве – их несколько десятков. У нас налажен полный цикл технического обслуживания этого типа. И вот теперь 405-й авиаремонтный завод в Алматы будет не только заниматься капитальным ремонтом, но и собирать машины на территории Казахстана.
Итог
На вооружении казахстанской армии около 300 танков Т-72, 500 БМП-2, около 750 БТР (в т. ч. 100 современных БТР-80А/БТР-82А), несколько сотен артиллерийских орудий калибров 122 и 152 мм, а также РСЗО БМ-21, «Ураган» и «Смерч», противотанковые и зенитные средства. В последние годы на вооружение начала поступать новая техника, как импортная (боевые машины поддержки танков БМПТ, тяжелые огнеметные системы ТОС-1, бронемашины БПМ-97 и «Кобра»), так и казахского производства (122-мм С АУ «Семсер», 120-мм минометы «Айбаг»).