Применение технологий AI в бизнесе является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся областей. На форуме Digital Almaty-25 применение AI в работе и его влияние на бизнес-процессы обсудили специалисты Freedom Bank, которые поделились предварительными итогами внедрения AI в комплаенс, использованием AI для повышения безопасности и предотвращения кибератак, а так же и применением AI в автостраховании.

AI – технологии начали применяться в банке не так давно, однако уже дали свои положительные результаты.
По мнению Рената Туканова, главного технического директора Freedom Holding Corp, слишком малая часть населения имеет достаточно информации о кибербезопасности. При этом тема является актуальной и ущерб, нанесенный кибератаками, оценивается в огромную сумму.

«Рассмотрим масштабы цифрового мира и киберугроз. Каждый день человечеством создается 2,5 квинтиллиона байт различной информации. Понятно, что она бывает разной. И важной, и секретной, и совершенно открытой. А так как есть секретная информация, то есть и попытки ее добыть. Например, в 2023 году ущерб от кибератак составил $8 триллионов», – уточнил Ренат Туканов.
Насколько велика роль AI в современной кибербезопасности?
При применении AI картина меняется. «Ведется проактивный мониторинг, анализ поведения и аномалий, при этом самообучающаяся система все время совершенствуется» – поделился своим мнением Ренат Туканов.
В качестве успешного применения AI он приводит данные по борьбе с фишингом: «Фишинг составляет до 83 % всех кибератак. При этом AI может снизить успешность фишинга на 90 %».

По мнению Рената Туканова, киберпреступники также могут применять AI в своих преступных целях, совершенствуя мошеннические схемы и применяя современные технические устройства. И этот факт тоже необходимо учитывать.
Freedom Bank использкет AI в комплаенс
«Комплаенс» представляет собой соответствие каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам.
О применении AI в комплаенс рассказала Асель Сулейменова, главный комплаенс-контролер Freedom Bank.

С чем приходится сталкиваться комплаенс-контролеру?
В первую очередь она выделила санкционный комплаенс. Из за того, что санкционные меры часто меняются, возникает необходимость постоянного скрининга и мониторинга клиентской базы, и даже контрагентской базы и его связей, с целью не допустить транзакции по санкционным спискам. А также проводится контроль экспортно-импортных сделок и трансграничных переводов, связанный с запретом на оказание услуг, ввоз и вывоз товаров из подверженных санкциям стран.
На втором месте – комплаенс по противодействию отмывания преступных доходов и финансированию терроризма.
«Если раньше основной угрозой были наличные операции, то сейчас преступные доходы все чаще выводятся безналичным способом за границу. Безналичные транзакции могут совершаться в огромных объемах за считанные секунды, что делает выявление мошеннических схем сложнее», – пояснила Асель Сулейменова.
Отдельной строкой, по мнению спикера, стоит противодействие мошенничеству и такой незаконной деятельности, как наркобизнес, дропперы, незаконные криптобиржи и гэмблинг. И контролировать такие операции становится все труднее, поскольку идет усложнение мошеннических схем и деньги никогда не попадают напрямую от клиента банка к мошенникам.
«Если раньше больше страдали от мошенников пожилые люди, то сейчас мы сталкиваемся с тем, что удается обмануть даже довольно финансово грамотных людей», – пояснила Асель Сулейменова, – «Чаще всего деньги проходят через сеть дропперов, а затем выводятся через криптовалютные биржи, используя арбитраж криптовалюты – сервис, позволяющий проводить сделки между физическими лицами без участия классических финансовых инструментов».
По словам специалиста, важно и сохранение корреспондентских и деловых отношений. Клиенты и крупные бизнесмены должны быть уверены, что комплаенс существует в реальности, а не на бумаге.

На что еще необходимо обратить внимание?
Как сообщила Асель Сулейменова, огромное значение уделяется проверке клиента, его связей, его контрагентов по базам данных; Проводится запрос источника происхождения денег, их легальности и отсутствия санкционного источника; Должно быть понимание экономической целесообразности операции клиента; Обязательна проверка соблюдения требований законодательства РК и проверка соблюдения санкционных регламентов.
«Человек, совершая банковскую операцию, даже не предполагает, сколько людей может быть задействовано при проведении данной операции и сколько анализа огромного количества данных проводится», – подчеркнула Асель Сулейменова.

Асель Сулейменова поделилась с какими проблемами обычно сталкиваются банки, не использующие AI: Трудоемкость ручного сбора информации и возможность ошибки; Рост транзакционной нагрузки и огромный транзакционный объем безналичных расчетов; Отсутствие эффективной коммуникация с клиентом; Много санкционных моментов и частые регуляторные изменения, которые могут привести к оверкомплаенсу. Так же она отметила нехватку профессионалов в области комплаенса.
И только внедрение в банке AI комплаенс, по ее мнению, значительно сокращает нагрузку на персонал банков и в частности на комплаенс-контролеров.
Одно из оптимальных решений – AI Compliance
По мнению Айнур Темирханкызы, советника председателя правления Freedom Bank, внедрение AI комплаенс и автоматизация контроля в банке может стать будущим банковского сектора.

Как пояснила Айнур Темирханкызы, применение AI Compliance даст целый ряд преимуществ, таких, как возможность интеграции с большим количеством баз данных, как с первоисточниками, так и с вторичными коммерческими ресурсами; AI Compliance сформирует цифровой портрет клиента и сузит охват комплаенс с применением риск-ориентированного подхода; AI Compliance автоматически проверяет и сортирует документы, используя языковые модели и умный парсинг; Он так же быстро систематизирует санкционные регламенты для цифрового анализа; Применение AI Compliance дает возможность общаться с клиентом напрямую, через умный чат-бот; AI Compliance после проведения анализа всех данных сформирует предварительное решение по заложенным в него моделям, при этом выделяя (подсвечивая) моменты, на которые нужно обратить внимание комплаенс-контролеру, чтобы понять, можно ли доверять данному клиенту? И, наконец, AI Compliance является мастер-системой всех заявок клиента и дает клиенту обратную связь.

Так же Айнур Темирханкызы уточнила, что применение AI значительно сокращает процесс анализа документов: «AI-комплаенс обрабатывает договоры до 200 страниц за минуты, анализируя данные по внешним и внутренним источникам, таким как Dow Jones, Spark и другие».
Она уверена, что в ближайшем будущем AI станет неотъемлемым инструментом комплаенс в банковской системе.
Однако, по мнению Айнур Темирханкызы, банкам необходимо учитывать, что мошенники также активно применяют AI для обхода систем контроля и подделки документов и подписей. «Важно внедрять технологии, которые позволят банкам оперативно выявлять сомнительные операции» – сообщила в заключении она.
Применение AI в системе автострахования
О важности применения AI в области автрострахования, присутствующим рассказал Азамат Керимбаев, председатель правления Freedom Insurance.

По его словам, прежде чем приступить к оцифровке процесса, был проведен тщательный анализ плюсов и минусов применения AI-технологий. «Мы достаточно долго думали, нужно ли нам оцифровать процесс обязательного автострахования»? – рассказал спикер. По его словам, ранее, когда оценку автомобиля проводили специалисты, время получения страхового возмещения в Казахстане могло длиться до 90 дней.
«Мы решили, что так невозможно развиваться, и полностью оцифровали процесс выплат. Теперь 100% страховых выплат нашей компании осуществляются онлайн, а средний срок выплаты сократился до 5-10 дней» – уточнил Азамат Керимбаев, – «Это в 9-16 раз быстрее, чем у конкурентов».
Он сообщил, что было проанализировано большое количество фотографий автомобилей до и после ДТП. «Мы на своей стороне придумали процесс самостоятельного осмотра. У нас нет аварийного комиссара, у нас нет оценщика и все это делает программа», – сообщил подробности Азамат Керимбаев.
По его словам, программа на основе фотографий с разных ракурсов, проводит анализ состояния автомобиля, наличие вмятин, царапин, даже чистоту кузова, а затем составляет описание, заостряя внимание на дефектах.

По его мнению, с каждым днем появляется все больше возможностей применения современных технологий, таких как моделирование, компьютерное зрение, применение элементов искусственного интеллекта. И их внедрение – это дело времени. «Пока мы не можем сказать, что используем полноценный AI, но движение в этом направлении неизбежно» – подчеркнул спикер.
Однако, по словам специалиста, как показала практика, внедрение AI- технологий очень серьезно повлияло на конкурентоспособность компании. Достигнуть таких результатов помогла и возможность подключения к государственным базам данных.
«Нам удалось внедрить европротокол, оцифровать историю страхования и выплат, что позволило нам занять 60% рынка в этом направлении», – подытожил Азамат Керимбаев.

Ежегодно увеличивается применение AI технологий. По последним данным проникновение и использование Искусственного Интеллекта выросло на 63 %. В ближайшие 3-5 лет AI очень плотно войдет в большинство сфер жизни и навыки работы с AI становятся необходимостью современного человека. Чтобы понять на сколько это эффективно и оценить положительные изменения, сотрудники компании также должны сменить парадигму своего мышления.
На примере Freedom Bank, можно с уверенностью сказать, что цифровая революция и применение AI-технологий вполне могут оказать ключевое влияние на рынок.