Мобильные телефоны прошли огромный путь от громоздких и тяжелых устройств, которые умели лишь звонить и принимать звонки, до небольших портативных устройств с прекрасными коммуникативными качествами, отличной камерой и большой вычислительной мощностью. Даже не верится, что первые телефоны вообще не имели встроенных игр, либо оснащались ими в качестве бесплатного довеска – вместе с калькулятором или будильником.
Первые игры
Первая игра появилась в 1994 году в телефоне Hagenuk MT-2000. Из-за слабого “железа” и монохромного дисплея выбор пал на «Тетрис» — одну из самых популярных игр девяностых. Но культовой была признана совершенно другая игра – в 1997 году Nokia 6110 стал первым телефоном со встроенной игрой Snake, или в простонародье “змейка”.
В этой игре нужно было управлять змеей и собирать еду, избегая столкновения с собственным хвостом и границами игрового поля. Каждый съеденный кусок пищи делал змейку длиннее, что в свою очередь усложняло игру.
Java
Во времена когда iOS и Android делали первые шаги, а интернет у людей ассоциировался со словами WAP и GPRS, практически у каждого школьника в кармане были телефоны Nokia и Sony Ericsson. И с вероятностью в 99% там была установлена игра Gravity Defied.
Самой популярной игрой начала 2000-х годов была Gravity Defied, в которой игроку нужно было на мотоцикле преодолеть препятствия в виде горной местности и добраться до флажка. Очень занимательная и увлекательная игра с отличным физическим движком и хорошим геймплеем закономерно стала мобильной классикой.
В те годы также были популярны игры от студии Gameloft, авторов популярной гоночной серии “Asphalt”.
Появление Asphalt: Urban GT на платформах Java ME, а затем N-Gage и Nintendo DS в 2004 году было воспринято поклонниками мобильного гейминга с большим энтузиазмом, ведь наконец появилась альтернатива Need for Speed Underground и Burnout, доступным на РС. Несмотря на заимствованные из этих игр элементы, Asphalt: Urban GT стала своего рода сенсацией, впервые продемонстрировав на мобильных платформах лицензионные спорткары, несколько уникальных треков и различные режимы игры, от обычных аркадных гонок, до гонок на время или же состязаний со случайным противником на случайно выбранном треке.
iPhone и Android
С появлением iPhone мобильный гейминг стал не просто развлечением, а целой индустрией — теперь разработчики могли продавать свои игры в App Store, цифровом магазине Apple, который предлагал разработчикам получать 70% прибыли. С того времени изменился и подход к мобильным играм.
Так, 10 декабря 2009 года появилась доступная одновременно на iOS и Android игра Angry Birds, покорившая миллионы сердец.
Игра поразила пользователей, и, конечно же – индустрию, продемонстрировав новые возможности физики игр для смартфонов. В игре при помощи рогатки нужно атаковать птицами свиней, которые размещались на поверхности или внутри различных структур. Серия Angry Birds, в которую входят более 35 игр, стала культовой, породив множество сторонних проектов, в том числе и полнометражные мультфильмы.
Со временем смартфоны стали достаточно производительными, чтобы запускать полноценные и крупные проекты. 15 декабря 2011 года вышла Grand Theft Auto III: 10 Year Anniversary Edition для платформ Android и Apple iOS. Спустя 10 лет одна из самых популярных игр 2001 года, которая изменила понимание “настольного” гейминга, изменила и мобильный. При этом игра пришла на мобильные устройства с улучшениями — были переработаны текстуры, а также добавлена поддержка HD-разрешения. GTA 3 на смартфонах также поддерживала управление при помощи геймпада.
Вслед за GTA 3 Rockstar Games портировала немало крупных игр прямиком с ПК на смартфоны: GTA Vice City, San Andreas, Max Payne и Bully, выпустив также консольные эксклюзивы Liberty City Stories и Chinatown Wars. Вскоре свои порты начали выпускать другие разработчики. Теперь стало возможным сыграть на телефоне Dead Space, XCOM: Enemy Within, Star Wars: Knights of the Old Republic 2: The Sith Lords, Civilization VI и многие другие крупные тайтлы.
Разработчики стали чаще обращать внимание на мобильные устройства как на платформу, видя, какие деньги могут приносить мобильные игры. Благодаря техническому прогрессу появились такие игры, как PUBG MOBILE, по которым во всем мире проходят киберспортивные состязания.
Игровая индустрия для мобильных платформ продолжает развиваться. С каждым разом улучшается графика, физика, смартфоны становятся мощнее. Меняются компании, меняются игры, но желание играть остаётся. Поэтому на чём бы вы не играли, пусть игры всегда приносят лишь положительные эмоции и неповторимую ностальгию. Согласны?