Домой Электроника Майнинг под прикрытием: как нелегальные фермы перегружают энергосистему и бьют по кошелькам...

Майнинг под прикрытием: как нелегальные фермы перегружают энергосистему и бьют по кошелькам граждан? (вторая часть)

188

Рынок цифровых активов в Казахстане активно развивается, но вместе с ростом отрасли появляются новые вызовы. В этой части интервью Даурен Карашев рассказывает, как легализованный майнинг влияет на экономику и энергосистему, почему часть криптобирж до сих пор работает вне закона и какие меры помогут защитить пользователей. Разговор затрагивает тарифы на электроэнергию, правоприменение и баланс между развитием криптоиндустрии и безопасностью граждан.

— Закон предусматривает, что с 2024 года майнеры должны реализовывать не менее 50% добытых цифровых активов на казахстанских биржах, а с 2025 года — 75%. Насколько эта норма помогает сделать отрасль прозрачнее?

— Это очень актуальный и, на мой взгляд, один из ключевых вопросов. Указанная норма действительно была крайне важной для формирования прозрачного и устойчивого криптоэкосистемного рынка Казахстана. К сожалению, я говорю «была», потому что в рамках законопроекта об искусственном интеллекте эта норма была исключена — по инициативе депутата Екатерины Смышляевой.

Изначально, когда в 2023 году принималась норма о реализации майнерами не менее 50% добытых цифровых активов на казахстанских биржах (а с 2025 года — 75%), её цель была очень ясной и рациональной. Казахстанские майнеры используют сравнительно дешёвую электроэнергию, добывая цифровые активы внутри страны. Логично, чтобы эти активы в первую очередь реализовывались на криптобиржах, лицензированных в Международном финансовом центре «Астана» (МФЦА), по рыночной стоимости.

Майнинг под прикрытием: как нелегальные фермы перегружают энергосистему и бьют по кошелькам граждан? (вторая часть)
Фото:Vera.kz

Эта норма решала сразу несколько задач. Она обеспечивала прозрачный учёт добытых активов, усиливала ликвидность отечественных площадок, формируя условия для превращения Казахстана в криптохаб Центральной Азии, и давала дополнительный эффект для банков, обслуживающих операции по продаже активов. То есть создавалась устойчивая, прозрачная и взаимовыгодная экосистема.

Когда же инициативу об исключении этой нормы предложили, рынок — особенно лицензированные криптобиржи МФЦА — резко высказался против. Представители отрасли справедливо назвали это решение абсурдным и противоречащим логике цифрового регулирования. Тем не менее, поправка была внесена, и теперь закон больше не обязывает майнеров продавать добытые активы на казахстанских платформах.

Что это означает на практике? Майнеры получили возможность реализовывать цифровые активы где угодно — в том числе на зарубежных или даже не лицензированных площадках. Закон теперь не уточняет, где именно может происходить продажа, что фактически развязывает руки для теневых схем и ухода ликвидности за рубеж. Это прямой удар по отечественным криптобиржам, которые остались без значительного объёма внутреннего оборота.

Более того, в январе 2025 года Президент Касым-Жомарт Кемелевич Токаев на расширенном заседании Правительства прямо поручил увеличить долю оборота на казахстанских криптобиржах. Исключение данной нормы идёт в прямое противоречие с этим поручением.

Особенно тревожно то, что в рабочей группе по законопроекту об искусственном интеллекте не участвовали представители лицензированных криптобирж МФЦА, а депутаты, входившие в состав группы, по сути, не были осведомлены о том, что в рамках законопроекта об искусственном интеллекте рассматриваются и поправки, касающиеся цифровых активов. Они доверились инициатору поправки, не подозревая о её последствиях.

Теперь законопроект с этой поправкой уже направлен в Сенат. Президент поставил задачу рассмотреть его до конца года, и с учётом сжатых сроков на возврат или оспаривание нормы времени фактически не остаётся. Получается, что норма, выстраданная совместно с отраслью и направленная на развитие национального рынка цифровых активов, была исключена тихо и без широкого обсуждения.

Майнинг под прикрытием: как нелегальные фермы перегружают энергосистему и бьют по кошелькам граждан? (вторая часть)

— С 2024 года установлены фиксированные ставки платы за цифровой майнинг — 2 тенге за кВт·ч от энергосистемы и 1 тенге от автономных установок. Насколько такие тарифы влияют на мотивацию работать легально?

— Действительно, с 2024 года для цифрового майнинга были установлены фиксированные ставки платы: 2 тенге за 1 кВт·ч при подключении к энергосистеме и 1 тенге — при использовании автономных источников энергии. Это важное изменение, и предыстория у него достаточно интересная.

До этого, ещё до 12 декабря 2023 года, когда закон вступил в силу, действовала плавающая, нефисксированная шкала налогообложения — до 24 тенге за 1 кВт·ч, в зависимости от тарифов на электроэнергию. Такая модель создавалась как стимулирующая, но на практике стала чрезмерной налоговой нагрузкой, делавшей деятельность майнеров малопредсказуемой и экономически неустойчивой.

Поэтому в 2023 году мы предложили пересмотреть эту модель и установить фиксированные ставки. При разработке поправок я лично участвовал в работе группы и настаивал на том, чтобы майнеры могли строить прозрачные и долгосрочные финансовые планы, прогнозировать издержки и работать в предсказуемой налоговой среде.

Но ключевое условие, на котором базировалось снижение ставки, заключалось в том, что майнеры будут реализовывать не менее 50% добытых цифровых активов на лицензированных криптобиржах МФЦА. Это создавалo баланс: государство снижает нагрузку, а майнеры взамен укрепляют национальную криптоинфраструктуру, повышая ликвидность казахстанских бирж и обеспечивая прозрачный оборот цифровых активов.

Майнинг под прикрытием: как нелегальные фермы перегружают энергосистему и бьют по кошелькам граждан? (вторая часть)
Фото:Life.ru

Именно под это обязательство законодатели согласились пересмотреть налоговую модель. Однако теперь, после исключения нормы о реализации цифровых активов на казахстанских биржах по инициативе депутата Смышляевой в рамках законопроекта об искусственном интеллекте, этот баланс фактически нарушен. Получилось, что налоговые льготы сохранены, а обязательства, ради которых они были предоставлены, — отменены. Это, по сути, одностороннее изменение правил игры.

Что касается мотивации работать легально — нынешние ставки абсолютно комфортны. Казахстан по-прежнему остаётся одной из стран с самой дешёвой электроэнергией в регионе, и даже при фиксированных 2 тенге за кВт·ч цифровой майнинг остаётся рентабельным.

Важно понимать, что майнинг — это не стратегическая, а технологически быстроустаревающая деятельность. Всё, чем по сути владеет майнер, — это оборудование, которое теряет актуальность каждые два-три года. Кроме того, каждые четыре года происходит халвинг — сокращение вознаграждения за блок вдвое. Поэтому говорить о долгосрочном вкладе майнинга в экономику некорректно.

Долгосрочным и системным бизнесом являются именно криптобиржи и финансовая инфраструктура, а не добыча. Поэтому предоставление чрезмерных льгот майнерам или снятие с них обязательств по продаже цифровых активов внутри страны — это, по сути, шаг назад.

Я считаю, что действующие налоговые ставки — справедливые и экономически обоснованные. Майнеры должны их платить, особенно учитывая, что Казахстан предоставляет относительно дешёвую и доступную электроэнергию, а значит — конкурентное преимущество само по себе уже заложено в экономику их деятельности.

Майнинг под прикрытием: как нелегальные фермы перегружают энергосистему и бьют по кошелькам граждан? (вторая часть)
Фото:inbusiness.kz

— Какие механизмы взаимодействия между Ассоциацией блокчейна, энергетическими компаниями и правоохранительными органами сегодня используются для выявления нелегальных майнеров?

— Мнение о том, что майнинг вызывает рост тарифов и дефицит электроэнергии, в текущих реалиях не соответствует действительности. Согласно действующему законодательству, легальные майнеры сегодня потребляют исключительно излишки электроэнергии либо импортируемую электроэнергию.

Если говорить о тех майнерах, которые работают в рамках закона и подключены к общей энергосистеме, то они не отнимают мощность у населения или промышленности. Механизм построен так: сначала формируются заявки от приоритетных потребителей — это население, социальные объекты, промышленность. Затем энергостанции формируют своё предложение. После этого профильные органы проводят балансировку — если предложение превышает совокупные заявки, то есть образуется профицит, этот избыток электроэнергии выставляется на аукцион, где его могут приобрести майнеры по повышенной цене.

Таким образом, легальные майнеры работают только с тем объёмом энергии, который в противном случае остался бы невостребованным. Более того, освоение профицита полезно для энергосистемы, поскольку помогает ей стабилизироваться и предотвращает технические риски, возникающие при избытке мощности.

Если же внутреннего профицита не хватает, майнеры закупают энергию из-за рубежа, не затрагивая внутренний баланс. Поэтому обвинять легальных игроков в росте тарифов или дефиците электроэнергии неправильно.

Майнинг под прикрытием: как нелегальные фермы перегружают энергосистему и бьют по кошелькам граждан? (вторая часть)
Фото:МегаОбзор

— Есть мнение, что именно майнинг вызывает рост тарифов и дефицит электроэнергии. Насколько это соответствует действительности?

— Защита граждан, которые могли невольно стать участниками «серых» схем или пользователями нелицензированных криптобирж, должна начинаться с самого базового — с исполнения закона уполномоченным органом.

Министерство искусственного интеллекта обязано исполнять императивные требования законодательства и блокировать деятельность всех криптобирж и провайдеров услуг с цифровыми активами, не имеющих лицензии Международного финансового центра «Астана» (МФЦА).

Это требование впервые было предусмотрено ещё в 2020 году в Законе «Об информатизации» и впоследствии сохранено в законах, пришедших ему на замену, включая Закон «О цифровых активах». То есть данная норма действует уже несколько лет, но, к сожалению, пока в основном — на бумаге. На практике уполномоченный орган в лице Министерства искусственного интеллекта до сих пор не исполнил это требование в полном объёме.

Так, из всех нелицензированных криптобирж две площадки до сих пор продолжают работать без ограничений, тогда как остальные были заблокированы. Одной из таких является Binance.com, зарегистрированная на Сейшельских островах. Эта платформа не является юридическим резидентом Казахстана, не платит налоги в нашей юрисдикции, но, по данным аналитической компании Chainalysis, в 2024 году занимала около 40–45% клиентской базы казахстанского рынка. Иными словами, почти половина казахстанцев, работающих с цифровыми активами, пользовались услугами офшорной площадки без лицензии, зачастую не осознавая этого.

Возникает парадоксальная ситуация: граждане, которые невольно совершали операции через Binance.com, в отдельных случаях привлекались к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, тогда как сама биржа продолжает работать безнаказанно. Ей создаются искусственные «переходные периоды», не предусмотренные ни одним законом, что фактически легализует её присутствие на рынке.

Особую путаницу создаёт наличие Binance.KZ (Binance Казахстан) — это дочерняя структура, имеющая лицензию МФЦА, но использующая общий домен Binance.com. Это прямое нарушение требований Digital Asset Activity Act МФЦА, который обязывает лицензированные криптобиржи быть технически и юридически независимыми, в том числе по линии кибербезопасности и финансового мониторинга.

Майнинг под прикрытием: как нелегальные фермы перегружают энергосистему и бьют по кошелькам граждан? (вторая часть)
Фото:Ведомости

Агентство финансового мониторинга (АФМ) ещё в июле 2024 года рекомендовал разделить домены Binance.com и Binance.KZ, но этого не произошло. В итоге тысячи пользователей путают площадки и считают, что работают с лицензированной биржей.

Согласно пункту 5 статьи 11 Закона «О цифровых активах», деятельность криптобирж без лицензии МФЦА на территории Казахстана запрещена. Тем не менее Binance.com продолжает функционировать без ограничений, занимая почти половину рынка. Это не просто нарушение законодательства — это системный риск, который влечёт утечку капитала, рост киберпреступности и подрыв доверия к отечественным финансовым институтам.

Для сравнения: Узбекистан сразу же оштрафовал Binance.com за работу без лицензии и обязал её перейти в правовое поле. Соединённые Штаты Америки пошли ещё дальше — оштрафовали саму биржу и её основателя Чанпэна Чжао на крупную сумму, после чего он отбывал реальный срок, а лишь недавно был помилован. Но ключевое здесь то, что США и другие страны жёстко исполнили закон.

Казахстан же, обладая такими же чёткими и императивными нормами, фактически их не применяет. В результате, по данным на январь 2025 года, 95% оборота цифровых активов в стране находится в «серой зоне», а доля лицензированных казахстанских криптобирж составляет не более 5%. Президент Касым-Жомарт Кемелевич Токаев прямо указал на эту проблему на расширенном заседании правительства, однако конкретных действий по блокировке Binance.com до сих пор не предпринято.

Итог прост: пока государственные органы не начнут строго и без исключений исполнять требования законодательства, обычные граждане будут оставаться без защиты, а рынок цифровых активов — под влиянием офшорных и нелицензированных игроков.

Майнинг под прикрытием: как нелегальные фермы перегружают энергосистему и бьют по кошелькам граждан? (вторая часть)
Фото:overclockers.ru

— И последний вопрос: как, по вашему мнению, можно выстроить баланс между развитием криптоиндустрии и защитой интересов граждан, чтобы майнинг оставался прибыльным, но безопасным для страны?

— Чтобы выстроить баланс между развитием криптоиндустрии и защитой интересов граждан, в первую очередь необходимо обеспечить последовательность исполнения закона — сверху вниз. Сегодня ответственность фактически перекладывают на пользователей, хотя тон должны задавать сами регуляторы.

Если уполномоченные органы сами не исполняют императивные требования закона — не блокируют нелицензированные криптобиржи вроде Binance.com, не информируют население о рисках, не требуют от Binance.KZ отделить свой домен и выстроить независимую инфраструктуру, — то говорить о справедливом и безопасном регулировании невозможно. Граждане доверяют государственным институтам. Если те не исполняют собственные обязательства, нельзя ожидать высокой правовой культуры от пользователей.

Более того, мы наблюдаем парадокс: обычные граждане привлекаются к ответственности за использование нелицензированных платформ, тогда как сами эти платформы продолжают работать безнаказанно. Некоторые представители органов власти публично заявляли, что пользоваться P2P-платформой Binance.com «не запрещено», в то время как судебная практика показывает обратное — за это людей действительно привлекали к ответственности. Это и есть проявление системного дисбаланса: когда государство стреляет по пешкам, но не трогает фигуры покрупнее.

Майнинг под прикрытием: как нелегальные фермы перегружают энергосистему и бьют по кошелькам граждан? (вторая часть)
Фото:Sputnik Казахстан

Пока государственные органы не начнут нести ответственность за собственное бездействие, говорить о реформах и «балансе» в криптоотрасли бессмысленно. Закон должен быть обязателен для всех — для государства, для регуляторов, для криптобирж, для майнеров и для простых граждан. Если контролирующие органы позволяют себе игнорировать императивные нормы, то эта культура безответственности неизбежно каскадируется вниз, формируя общее недоверие к институтам и к самим законам.

Такой дисбаланс разрушает рынок. Ведь что видит бизнес? Лицензированные криптобиржи тратят огромные средства на получение лицензии МФЦА, исполняют требования по финансовому мониторингу, платят налоги — и при этом вынуждены конкурировать с офшорными площадками, работающими без лицензии, без налогов и без правил. Логичный вопрос: зачем тогда вообще получать лицензию, если без неё можно работать свободно и без последствий?

В результате мы получаем ситуацию, когда честные участники рынка находятся в заведомо неравных условиях, а новые инвесторы просто не видят смысла заходить в Казахстан, где правоприменение непоследовательно. Поэтому если мы действительно хотим, чтобы майнинг и криптоиндустрия в целом оставались прибыльными, но при этом безопасными для страны, нужно начать не с пользователей и не с бизнеса — а с самих регуляторов. Государство должно демонстрировать пример законопослушности. Только тогда можно будет говорить о доверии, о прозрачном рынке и о здоровом балансе между развитием технологии и защитой интересов граждан.

P.S.Мы продолжим следить за развитием этой темы и рассказывать, как меняется рынок цифровых активов в Казахстане. Если вам есть что добавить или поделиться своим опытом, напишите нам.