Только внедрение цифровых технологий в сферу строительства и эксплуатации дорог может существенно повысить уровень безопасности – обзор сложившейся ситуации.
Задача повышения дорожной безопасности в Казахстане становится критической важной, которая в перспективе должна решаться двумя путями. Это улучшение инфраструктуры и внедрение новых технологий для контроля за строительством и эксплуатацией дорог. Автоматизация данной отрасли является необходимостью, обусловленной стремительным развитием технологий и увеличением нагрузок на транспортные сети. Ожидается, что применение IT-решений сделает управление дорожной системой более эффективным, безопасным и экономически выгодным.
На сегодняшний день в Казахстане уже есть три крупные отраслевые организации, которые внедряют свои IT-решения: “КазАвтоЖол” (национальный оператор по управлению автодорогами международного и республиканского значения), Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт (ведущая научная организация, занимающаяся исследованиями и разработками в области дорожного строительства и эксплуатации) и Национальный центр качества дорожных активов (контроль качества автодорожных проектов). Все они так или иначе относятся к министерству транспорта.
В том числе “КазАвтоЖол” реализует три проекта:
– Автоматизированные системы оплаты на платных дорогах, что ускоряет проезд по платным участкам, улучшает их пропускную способность и повышает безопасность движения. Тем не менее данное решение используется только на новых платных участках. На первых автобанах, “Астана – Щучинск” и “Алматы – Қонаев”, по-прежнему работает старая и небезопасная система с постами оплаты.
– Мобильное приложение “Sapar” обеспечивает водителей актуальной информацией о состоянии объектов, дорожных событиях и придорожных сервисах.
– Проект “Безопасные дороги”, предусматривающий автоматический контроль за скоростью движения и контроль за весом транспортных средств для предотвращения повреждений и повышения безопасности.
У Наццентра два продукта:
– Цифровая система для автоматизации испытаний дорожных материалов KazRoadLab. Она сокращает влияние человеческого фактора и повышает точность результатов.
– Виртуальный тренажер для специалистов. Это обучающая платформа, предоставляющая дорожным профессионалам интерактивные модули для обучения основам испытаний и методикам анализа данных. Тренажер помогает улучшить профессиональную подготовку и гарантировать более высокое качество работы специалистов.
КаздорНИИ занимается пятью продуктами:
Система управления эксплуатацией мостов (СУЭМ), которая оцифрует информацию обо всех данных объектах и путепроводах республики. В СУЭМ внесут проектно-технические характеристики, 3D-сканы, оценку технического состояния, сведения о деформациях и ремонтах. Платформа сама сформирует отчеты по каждому объекту, подскажет о приближении сроков ремонта и поможет спланировать бюджет таких работ.
Система управления улично-дорожной сетью предоставляет удаленный доступ к данным об улично-дорожной инфраструктуре.
Цифровой двойник автодорог, созданный на основе 3D-сканирования, помогает прогнозировать изменения и своевременно находить решения для улучшения состояния трасс без вмешательства в реальную инфраструктуру, что обеспечит сокращение издержек, повышение безопасности и качества объектов.
База дорожных профессионалов Jolshy будет содержать информацию обо всех специалистах дорожной отрасли, начиная с выпускников вузов. Реализуется интеграция с платформами Enbek.kz и eLicense.kz для отражений сведений о кадрах (квалификация, опыт работы и т.д.), а также статданные о потребности в специалистах.
База дорожно-строительных материалов и новых технологий. На одной платформе собрана вся подтвержденная информация о нужных материалах, технологиях и инструментах для дорожного строительства.
Данная база состоит из ГИС-карт каменных карьеров и асфальтобетонных заводов с обновляемыми протоколами испытания добываемых материалов, рейтингом соответствия и качества по результатам ежегодной инспекции; реестров новых технологий, апробированных и рекомендованных к применению в конкретных климатических зонах Казахстана; производителей минерального порошка и цемента для дорожного строительства с результатами испытаний; аккредитованных лабораторий с указанием местоположения, контактов, аттестатов аккредитации и области деятельности; технических средств безопасности дорожного движения, машин и механизмов.
На такой платформе заказчик, исполнитель, инженер или автор проекта могут выбрать наиболее оптимальный, подходящий к определенным климатическим и другим условиям стройматериал без посредников. Также это делает реализацию проектов прозрачной.
В документе отмечается, что за счет данных проектов Казахстан может стать лидером в использовании новых решений в дорожной отрасли.
Вместе с тем вопрос, кто должен заниматься оцифровкой данной сферы, требует внимательного рассмотрения, так как у всех трех организаций есть свои сильные стороны.
Также важно учитывать риск кибератак и необходимость обеспечения информационной безопасности при внедрении цифровых систем, что требует дополнительных ресурсов и компетенций.