Одна из распространенных схем — создание поддельных интернет-магазинов и размещение объявлений, которые предлагают школьные товары по привлекательным ценам. После оплаты заказ не доставляется, а контакт с продавцами обрывается. Другой способ мошенничества — рассылка электронных писем или сообщений в мессенджерах с предложениями невероятных скидок или акций на товары для школы. Переход по ссылке может привести на фишинговый сайт, созданный для сбора персональных данных или установки вредоносного программного обеспечения.
Злоумышленники могут предлагать «услуги» по подозрительно низкой стоимости: это могут быть занятия с репетитором, уникальные обучающие курсы, кружки или секции. В дальнейшем злоумышленники требуют немедленной оплаты для бронирования места, после чего выясняется, что проданных программ не существует.
Кроме того, мошенники могут обращаться к родителям от имени школы или родительского комитета с просьбой внести деньги на различные проекты или нужды, предоставляя поддельные реквизиты для оплаты. Также они могут использовать фейковые аккаунты в социальных сетях для обращения к детям или родителям с просьбами или предложениями, например для помощи в сборе средств на лечение «одноклассника» или участие в конкурсе с ценными призами. Целями таких аккаунтов являются получение персональных данных и вымогательство денег.
Специалисты дают родителям ряд рекомендаций, следование которым поможет не попасться в ловушку злоумышленников.
Так, важно проверять источники информации и репутацию продавцов, избегать подозрительно выгодных предложений и не переходить по сомнительным ссылкам. Также минимизировать риски финансовых потерь помогут безопасные методы оплаты и использование защищенных платежных систем.
Общение с представителями школ и курсов дополнительного образования следует осуществлять только через официальные каналы, а детей необходимо обучить правилам безопасности в интернете и установить ограничение доступа к нежелательному контенту на их мобильных устройствах, — объясняют эксперты.