Домой Техника Автомобили Робомобиль – это наше ближайшее будущее?

Робомобиль – это наше ближайшее будущее?

714

.

Идея полностью автономного транспортного средства, управляемого без участия человека, на протяжении многих десятилетий оставалась лишь в научной фантастике и мечтах инженеров. Однако стремительное развитие технологий искусственного интеллекта, машинного обучения, робототехники и вычислительных систем в последние годы приблизило это будущее как никогда прежде.

Сегодня ведущие автомобильные концерны и молодые стартапы активно разрабатывают и тестируют беспилотные автомобили, а государства вводят законодательные рамки для их передвижения по дорогам общего пользования. Ученые и инженеры трудятся над решением оставшихся проблем с алгоритмами, аппаратным обеспечением и кибербезопасностью робомобилей.

В случае успеха этой революции в транспортной отрасли нас ждут поистине эпохальные изменения в самых разных сферах жизни, от логистики и экологии городов до организации дорожного движения и потребительских привычек. Готовы ли мы обогнать будущее, садясь за руль искусственного интеллекта?

Общепринятая классификация описывает шесть уровней автономности — от отсутствия автоматизации (нулевой уровень) до полной автономности (пятый уровень).

.

В 2013 году увидели свет стартап Cruise и Tesla Autopilot, которые сыграли важную роль в развитии отрасли. Спустя три года Tesla представила более совершенную систему Full Self-Driving (FSD).

В 2016 году Google учредила дочернюю Waymo — ныне одного из лидера по беспилотным технологиям. А китайские Baidu и Pony.ai объявили о разработке аналогичных систем в 2013 и 2016 годах соответственно.

Параллельно с робомобилями для перевозки пассажиров развивались и беспилотные грузовики от стартапов Aurora, TuSimple, Kodiak Robotics и других игроков рынка. Waymo тоже владела проектом в этой области, но в прошлом году сосредоточилась исключительно на пассажирских перевозках.

Уровни автономности: от ассистента до полного замещения водителя

 Мы приводим классификацию уровней автоматизации, разработанную Сообществом автомобильных инженеров (SAE). В ней выделено шесть уровней автономности.

0        No Automation (никакой автоматизации)   Полное выполнение водителем всех аспектов вождения, даже если оно «усилено системами предупреждения или вмешательства»

1        Driver Assistance (помощь водителю)        Управление рулевым управлением или скоростью с помощью ADAS в зависимости от режима вождения

2        Partial Automation (частичная автоматизация)    Выполнение одной или несколькими системами помощи водителю рулевого управления и скорости в зависимости от режима вождения

3        Conditional Automation (условная автоматизация)        Водитель должен должным образом отреагировать на просьбу вмешаться

4        High Automation (высокая автоматизация)          Если водитель не реагирует должным образом на просьбу вмешаться, автомобиль может спокойно остановиться

5        Full Automation (полная автоматизация)   Система контролирует автомобиль в любых условиях

Технологии вроде круиз-контроля в современных авто относятся к первому уровню, а системы вроде Tesla Autopilot и FSD — ко второму уровню автоматизации по классификации SAE. В то же время прототипы Waymo оцениваются как четвертый или пятый уровень, а робомобили Cruise — как четвертый уровень.

Классификатор SAE критикуют за линейный технологический подход и неучет влияния автоматизации на инфраструктуру и поведение участников движения. Тем не менее Национальное управление безопасностью движения на трассах США (NHTSA) приняло этот стандарт за основу в 2016 году.

Технологии беспилотного вождения несут как очевидные преимущества, так и определенные риски. К потенциальным плюсам относятся повышение безопасности на дорогах, экономичность и экологичность.

Поскольку робомобили реже допускают ошибки, их массовое внедрение способно сократить количество ДТП, снизив нагрузку на службы спасения и медицину. В логистике автономные грузовики оптимизируют маршруты, уменьшив расходы на зарплаты водителям и простои.

Развитие беспилотного такси снизит потребность в личных авто, что благоприятно скажется на экологии городов и эффективности использования дорожной инфраструктуры. Люди без водительских прав, включая несовершеннолетних, также получат возможность пользоваться личным транспортом.

Кроме того, робомобили будут незаменимы для доставки грузов в опасные зоны стихийных бедствий, техногенных катастроф и военных действий.

В то же время существуют опасения по поводу безопасности и надежности современных беспилотных технологий, что провоцирует недоверие общественности. Маркетинг некоторых систем, таких как Autopilot и FSD от Tesla, критикуют за вводящую в заблуждение подачу информации.

Также есть риск массовой потери рабочих мест среди водителей такси, грузовиков, автобусов и другого транспорта. Хотя одновременно могут появиться новые профессии, связанные с обслуживанием и эксплуатацией робомобилей.

Кроме того, обычные люди рискуют полностью утратить навыки вождения, а любители — лишиться возможности управлять автомобилем самостоятельно, если не будут созданы специальные зоны для этого досуга.

Нет сомнений, что в ближайшие годы беспилотные автомобили станут обычным явлением на дорогах. Отрасль и законодательство в развитых странах активно движутся в этом направлении.

Однако у индустрии автономного транспорта еще остаются нерешенные задачи. В частности, необходимо совершенствовать алгоритмы машинного обучения для более точной работы систем, создавать более мощные чипы для обработки огромных массивов данных непосредственно в автомобиле. Кроме того, предстоит преодолеть опасения общественности по поводу безопасности робомобилей.

Возможный прорыв в области искусственного интеллекта может дать толчок развитию полупроводниковой отрасли, что положительно скажется и на аппаратном, и на программном уровнях для беспилотников.

Помимо самих автономных транспортных средств, городам предстоит подготовить соответствующую инфраструктуру — обеспечить бесперебойную работу светофоров, нанести четкую разметку, установить корректные знаки и другие ориентиры для робомобилей.

Таким образом, повсеместное внедрение самоуправляемых авто — это комплексная задача, требующая колоссальных усилий и тесной координации между совершенно разными отраслями, на первый взгляд никак не связанными с транспортом.

При условии успешного решения существующих проблем автономный транспорт изменит многие сферы жизни человеческого общества в ближайшие десятилетия.