Каждая шестая страна в мире запретила использование смартфонов в школах либо на законодательном уровне, либо по рекомендации. В каких странах и почему запрещают школьникам пользоваться мобильными телефонами, каким образом современные технологии влияют на молодежь, читайте в материале собственного корреспондента агентства Kazinform.
Каждая шестая страна в мире запретила использование смартфонов в школах
Согласно докладу ЮНЕСКО в 2023 году «Мониторинг Всемирного образования: технологии в образовании», мобильные телефоны и новые технологичные устройства могут оказывать негативное воздействие в случае их нецелесообразного или неумеренного использования учащимися. Результаты крупномасштабных международных оценок, свидетельствуют об определенном негативном влиянии чрезмерного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на успеваемость школьников и студентов.
В 14 странах мира было отмечено, что простое нахождение рядом с мобильным устройством отвлекает учащихся и отрицательно сказывается на образовательном процессе. На основе анализа двухсот систем образования по всему миру ЮНЕСКО пришло к выводу, что каждая шестая страна запретила использование смартфонов в школах либо на законодательном уровне, либо по рекомендации. Сегодня 13% стран имеют законы и 14% – политику, запрещающую использование мобильных телефонов в школах.
В каких странах введены запреты на смартфоны в учебных заведениях
Многие государства уже на протяжении нескольких лет изучают данный вопрос и вводят правила по использованию смартфонов для учащихся. Одними из первых стран в Европе в процессе запрета смартфонов в учебных заведениях стала Италия. В 2007 году Министерство образования страны официально запретило ученикам использовать в школах мобильные телефоны. Согласно их закону, у школьников, использующих телефоны на уроках, могут изъять смартфон и даже исключить из учебного заведения.
В декабре 2017 года стало известно о запрете на использование мобильных телефонов во французских школах. Речь идет об ужесточении принятого несколькими годами ранее закона, согласно которому ученикам не разрешено пользоваться сотовыми телефонами во время занятий. Прежде чем войти в класс, они должны были их выключать. Однако, как заявил председатель профсоюза руководителей учебных заведений Франции Филипп Турнье, от 30 до 40% школьников постоянно пользуются «мобильниками» во время уроков: украдкой читают и отправляют SMS-сообщения, фотографируют друг друга и используют гаджеты для поиска в интернете ответов на учебные задания.
Министр образования Франции Жан-Мишель Бланке заявил, что с сентября 2018 года в школах страны вводится абсолютный запрет на мобильные телефоны. Ученики не смогут пользоваться трубками ни на переменах, ни тем более во время занятий. Идея с запретом сотовых телефонов в школах стала одним из предвыборных обещаний президента Франции Эммануэля Макрона. Тем не менее, не все отнеслись положительно к этой инициативе. Например, многие родители хотят быть постоянно на связи со своими детьми.
В то же время Парламент Франции 30 июля 2018 года принял закон, в соответствии с которым учащимся в возрасте от 3 до 15 лет запрещено использовать мобильные телефоны и другие цифровые устройства, имеющие подключение к интернету. Запрет распространяется на подготовительную, начальную и среднюю школы. При этом лицеи могут вводить запреты по своему усмотрению. Вместе с тем, новые правила не распространяются на детей с ограниченными возможностями. Французским ученикам разрешено носить телефоны в рюкзаках, но их нельзя включать на территории школы во время уроков или на переменах. Запрет также распространяется на интернаты, а также на время школьных пикников и поездок. Нарушение запрета может повлечь за собой конфискацию телефона до конца дня, оставление после уроков или дополнительную домашнюю работу. При повторном нарушении запрета учащийся может быть исключен из класса или даже школы.
В 2018 году Министерство образования Греции запретило использование мобильных телефонов и электронных устройств в начальных и средних школах во время занятий. В частности, были запрещены устройства, позволяющие обрабатывать изображения и звук, в том числе и наушники. Учителям же разрешено использовать свои телефоны только в учебных целях.
В Португалии многолетняя дискуссия о праве учащихся на использование мобильных телефонов завершилась принятием в 2012 году постановления, запрещающего использование этих устройств во время занятий. Исключением являются ситуации, когда учитель сам просит использовать мобильные телефоны в качестве учебного пособия.
В Испании решение о запрете использования мобильных телефонов во время уроков принимается властями каждого автономного сообщества. В регионах Кастилия-Ла-Манча и в Галисии такой запрет действует уже с 2015 года. Согласно исследованию, оба региона улучшили успеваемость своих учеников, уменьшилось количество случаев издевательств над детьми в учебных заведениях и повысился уровень коммуникативности школьников.
В Германии в каждой земле действуют разные правила в отношении телефонов, причем самые строгие – в Баварии, где все цифровые носители данных, которые не используются в учебных целях, должны быть отключены в школьных помещениях, в противном случае они могут быть временно конфискованы.
С 2021 года в Китае учащимся всех начальных и средних школ не разрешается приносить телефоны в школу, если у них нет специального разрешения, но даже и в этом случае их нельзя использовать во время уроков.
С 1 января 2024 года в школах Нидерландов запрещено использовать мобильные телефоны, планшеты и смарт-часы. Запрет распространяется на учебные классы, однако есть исключения. Среди них технические уроки, где необходимо использовать цифровые навыки, а также учащиеся с ограниченными возможностями или те, кто вынужден ими пользоваться по состоянию здоровья.
Решение правительства Нидерландов пока не имеет законной силы, а является добровольной инициативой. Однако министр образования утверждает, что скоро может быть принято соответствующее решение. Инициатива будет пересмотрена в конце учебного года, и тогда сообщат, необходим ли юридический запрет.
Совсем недавно, 19 февраля 2024 года, Министерство образования Британии обнародовало руководство, предусматривающее в числе прочих правил полный запрет использования смартфонов и простых мобильных телефонах в английских школах. Предполагается, что данная мера позволит улучшить поведение учеников и повысить эффективность образовательного процесса.
Отмечается, что по состоянию на начало 2024 года директора британских учебных заведений самостоятельно устанавливают правила использования гаджетов в школах. Новое руководство не является обязательным, но пользуется спросом. Более того, оно разъясняет, как следует вводить запреты на использование телефонов не только на уроках, но и во время перерывов, а также обеденного времени.
Предусмотрены четыре основные схемы. Это полный запрет на пронос сотовых аппаратов в учебное заведение, сдача их по прибытии в школу на хранение в надежное и недоступное место. Однако на усмотрение руководства учащиеся смогут оставлять смартфоны при себе с условием того, что они не будут ими пользоваться в течении дня, а сами гаджеты будут переведены в бесшумный режим.
Для школьников, нарушающих запреты, предусмотрены дисциплинарные наказания. Кроме того, учителя могут конфисковывать устройства у таких учащихся на срок, определенный внутренними нормами учебного заведения. Новые правила дают учителям право обыскивать рюкзаки на предмет наличия гаджетов и предоставляют юридическую защиту от возможных судебных исков со стороны родителей за потерю или повреждение конфискованных аппаратов.
В школах США вводят все более жесткие запреты на пользование сотовыми телефонами. Согласно опросам, родители в основной своей массе заявили о поддержке ограничительных мер, но исключительно во время учебных занятий. В свою очередь, школьники мотивируют свой протест в отношении ограничений пользования сотовыми телефонами тем, что это мешает им посещать онлайн-занятия. Однако, законодатели настаивают на более жестких мерах. Они считают, что использование социальных сетей в школе угрожает образованию, благополучию и физической безопасности учащихся. Приводятся примеры, как в ряде школ молодые люди планировали и снимали нападения на одноклассников, а затем загружали видео в социальные сети. Как итог, отдельные округа, в числе которых Южный Портленд, штат Мэн, Шарлотсвилл-Сити, Вирджиния, запретили учащимся пользоваться мобильными телефонами в течение всего дня. Самые масштабные ограничения введены во Флориде. Здесь новый закон требует, чтобы государственные школы не только запретили учащимся пользоваться мобильными телефонами во время учебных занятий, но и заблокировали им доступ к социальным сетям по районному Wi-Fi, а также проводили занятия, на которых учащимся рассказывали о том, как социальные сети манипулируют поведением человека.
Часть школ в США заключили соглашения с компаниями, поставляющими специальные ящики, в которые учащиеся должны класть свои телефоны в начале дня и которые не разблокируются до последнего звонка. В других учебных заведениях угрожают наказаниями, включающими отстранение от занятий, если школьника поймают с телефоном.
Страны Центральной Азии намерены снизить зависимость учащихся от гаджетов и социальных сетей
Таджикистан стал одной из первых стран в Центральной Азии, где задумались над вопросом использования смартфонов в школах. С 2009 года, согласно поправок в законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и «О начальном профессиональном образовании», в общеобразовательных школах, средне-специальных учебных заведениях и вузах запрещено использование мобильных телефонов не только для учеников и студентов, но и для преподавателей.
С 2020 года в общеобразовательных школах Туркменистана запрещено использование мобильных телефонов. Согласно информации Министерства образования страны, ученикам категорически запрещено приносить в школу мобильные телефоны. Главный довод в пользу такого решения – использование мобильных телефонов отрицательно влияет на успеваемость и дисциплину школьников. Запрет касается и учителей. Телефоны педагогов в стенах школы должны работать в беззвучном режиме, и их нельзя держать на виду. Одновременно педагогам категорически запрещено пользоваться мобильными телефонами во время урока. В случае нарушения последнего правила, учитель может быть уволен.
В Узбекистане с 2012 года введены ограничения, которые предписывают выключать все устройства при входе в школу. В качестве причин таких ограничений называются проблемы учеников с концентрацией внимания во время уроков, интернет-зависимость и негативное влияние телефонов на отношения между школьниками.
В 2022 году в Кыргызстане приказом Министерства образования и науки были утверждены «Рекомендации об ограниченном использовании учащимися устройств мобильной связи в учебном процессе общеобразовательных организаций Кыргызской Республики». Учебным заведениям страны рекомендовано ограничивать использование устройств мобильной связи в учебном процессе в школах, кроме случаев поиска информации по учебному предмету, создания и использования онлайн-тестов, для просмотра учебного видео или прослушивания аудиозаписи, для считывания QR-кодов при поиске информации, для использования электронного дневника, для использования в кабинетах информатики и smart-классах.
В Узбекистане были введены ограничения, которые предписывают выключать все устройства при входе в школу. В качестве причин таких ограничений называются проблемы учеников с концентрацией внимания во время уроков, интернет-зависимость и негативное влияние телефонов на отношения между школьниками.
В Казахстане также введены ограничения на использование мобильных устройств в учебных заведениях. В начале этого года Президент РК подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования, наставничества и безопасности детей», который регламентирует новые правила по ограничению использования мобильных телефонов в школах. Пользоваться смартфонами нельзя только непосредственно на уроке, но можно приносить их в школу и использовать во внеучебное время.
В целом, запреты во многих странах мира на использование мобильных телефонов в учебных заведениях направлены на создание безопасной и защищенной среды для воспитания и развития детей, снижение рисков в их повседневной жизни и повышение уровня безопасности.
Автор Акжигит Чукубаев