Домой Профессионал Эффективный цифровой инструмент – в Казахстане начинают маркировать моторные масла

Эффективный цифровой инструмент – в Казахстане начинают маркировать моторные масла

882

Пилотный проект по маркировке и прослеживаемости моторных масел стартовал в Казахстане. Главной целью новых механизмов контроля является снижение контрафакта, однако не все участники рынка верят в эффективность предлагаемого инструмента.

Вслед за сигаретами и обувью в Казахстане собираются начать маркировку моторных масел. На тару с маслами будут наносить специальные DataMatrix-коды, с помощью которых можно отследить весь путь продукции с момента производства или ввоза в страну до продажи конечному потребителю. Предполагается, что коды маркировки будут содержать информацию о стране происхождения товара, дату его производства, серийный номер, вес, технические характерис­тики, а также рекомендации по использованию, фотографии товара и паспорта качества.

В Центре развития цифровой экономики (ЦРЦЭ) заверяют, что взломать систему и подделать код маркировки невозможно из-за криптошифрования. Покупатель сможет самостоятельно убедиться в подлинности товара, отсканировав код с помощью мобильного приложения. Такой подход, по мнению организаторов проекта, поможет гарантировать потребителям, что они покупают качественное моторное масло, а не подделку.

Борьба с контрафактом – главная цель внедрения маркировки. В госорганах не берутся измерить серый рынок смазочных материалов, именно эта категория товаров одна из самых многочисленных по количеству жалоб на подделки, по данным Минюста.

Еще одной из целей маркировки моторных масел называется устранение барьеров в рамках трансграничной торговли в ЕАЭС.

После ухода из РФ крупных мировых брендов восполнять баланс смазочных материалов на соседнем рынке стали казахстанские компании путем параллельного импорта. Только по официальным данным Бюро нацстатистики, в 2022 году экспорт масла из Казахстана в Россию вырос в 5 раз. С 1,6 млн литров в 2021 году до 8,6 млн литров в 2022-м, в 2023 году наблюдалось снижение экспорта – 5,7 млн литров, но все еще высокий показатель относительно 2021 года – в 4 раза выше. В социальных сетях и на тематических форумах можно с легкостью найти объявления о продаже оригинальных масел со стороны казахстанских частников, готовых отправить одну-две упаковки масла. Некоторые казахстанские магазинчики перепродают масла на российских маркетплейсах. Вдобавок к этому не стоит исключать и серые схемы поставок, существующие между странами. И введение маркировки может подсветить реальные объемы перетока масла из Казахстана в Россию.

Однако крупные импортеры сомневаются, что маркировка действительно поможет решить проблему контрафакта.

«Все импортеры и производители моторных масел работают в виртуальном складе с цифровыми счетами-фактурами. Этот механизм уже дает прослеживаемость товара. И все наши импортеры работают официально. А вот тот, кто «балуется», его в этих базах нет, и маркировка тут не поможет. Более того, доставит дополнительную нагрузку на добросовестных импортеров», – передает официальную позицию импортеров моторного  масла.

В ЦРЦЭ в свою очередь заявляют, что об эффективности маркировки и прослеживаемости моторных масел можно будет говорить спустя время после ее ввода в обязательную стадию.

«Согласно международной практике цифровая маркировка товаров – один из самых эффективных методов борьбы с теневым оборотом товаров. Когда процесс оборота товаров становится транспарентным и можно быстро определить контрабанду, рынок начинает проходить фазу обеления. Цифровая маркировка – это инструмент. А вот эффект зависит не только от оператора, это комплексная работа и бизнеса, и госорганов», – отмечают в центре.