Домой Технологии Инновации Мнения экспертов о тенденциях на рынке мобильных приложений в Казахстане

Мнения экспертов о тенденциях на рынке мобильных приложений в Казахстане

750

В Казахстане, вместе с развитием интернет-технологий наблюдается неуклонный рост использования мобильных приложений.

По данным TNS Central Asia (Kantar) в 2022 году среди казахстанцев самыми популярными приложениями стали мессенджеры WhatsApp и Telegram, а так-же видеохостинг YouTube, социальная сеть Instagram и суперапп Kaspi.kz. Активно используются и казахстанские приложения электронного банкинга, площадок электронной коммерции и государственных услуг.

Как считает независимый эксперт в сфере IT Тимур Ибрагимов, в 2024 году трендом может стать удаленная идентификация – новые технологии, позволяющие идентифицировать пользователя вне зависимости от его географического расположения. С помощью биометрии, дактилоскопии или по голосу, человек сможет проводить финансовые операции, заказывать услуги или совершать другие действия в приложениях. Некоторые сервисы используют удаленную идентификацию с начала 2020г. Причем данная функция набирает все большие обороты.

Мнения экспертов о тенденциях на рынке мобильных приложений в Казахстане

По мнению эксперта по мобильным приложениям Ерулана Измайлова появится “мода на суперапп – многофункциональное мобильное приложение, которое дает доступ к продуктам и сервисам цифровой экосистемы”. Тренд был задан мобильным приложением Kaspi.kz.  Выросшим из банковского сервиса до многофункциональной платформы. Можно получить кредит, открыть депозит, купить пылесос или машину, сдать в аренду квартиру, получить паспорт, приобрести в рассрочку авиабилет или горящий тур в любом направлении. Все это онлайн и в течение нескольких минут.

И многие крупные национальные компании так же начали усовершенствование мобильных приложений, делая из них многофункциональные инструменты. Однако попытки компаний сделать из своих сервисов многофункциональные платформы могут обернуться серьезными проблемами

«Неожиданная трансформация ломает шаблон поведения пользователя, что может раздражать и зачастую приводит к удалению приложения. Масштабирование – это большой вызов для малых компаний. Не все с ним справляются, и в результате мы видим перегруженный сервисами экран, отсутствие подсказок и поиска в интерфейсе, большой размер приложения и плохую оптимизацию», – говорит Тимур Ибрагимов.

Мнения экспертов о тенденциях на рынке мобильных приложений в Казахстане

По словам операционного директора RuStore Ильи Сверчкова, рост супераппов может привести к разделению рынка между несколькими игроками.

«Правильный системный подход со стороны регуляторов, который включает дробление экосистемных проектов, ограничение их присутствия на рынке и различные дополнительные сборы, поможет избежать этих моментов», – считает операционный директор RuStore Илья Сверчков.

Ситуация на рынке мобильных приложений – это еще один пример монополии. Для устройств Apple существует один магазин. Для владельцев телефонов на Android появляется все больше альтернативных площадок для покупки приложений. Магазин Huawei AppGallery привязан к платформе.  Магазин приложений RuStore от компании VK, который недавно дал иностранным разработчикам возможность публиковать свои приложения, имеет территориальную ориентацию.

«Мы открыли регистрацию и запустили монетизацию для разработчиков из Казахстана. Кроме того, предлагаем издателям выход на новую аудиторию, которая превышает 20 млн человек ежемесячно, возможность заработка и развития бизнеса на одном из крупнейших рынков мобильных приложений в мире», – рассказал Илья Сверчков.

Эксперт в цифровом маркетинге Геннадий Захаров называет трендом дальнейшее появление государственных услуг в различных приложениях.

 «Сейчас многие финансовые организации принялись активно внедрять в свои приложения цифровые документы, возможность их оформления, оплату налогов и т.д. Несомненно курс на расширенное использование госсервисов продолжится и в 2024 году”, – рассказывает Геннадий Захаров.

Мнения экспертов о тенденциях на рынке мобильных приложений в Казахстане

Также по мнению Захарова, одной из главных тенденций 2024 года будет изменение рынка мобильных приложений в связи с внедрением технологий 5G.

«Технологии 5G значительно увеличит скорость сети. Видео- и игровые приложения потребуют меньше времени буферизации. Более быстрое соединение повлияет на рост числа облачных приложений, то есть пользователи смогут получать к ним доступ без установки на устройство. Таким образом вычислительная мощность устройств перестанет играть роль в эффективности использования приложения», – отмечает Геннадий Захаров.

  Операционный директор DAR Tech Айдын Тойбаев считает, что развитие 5G технологий окажет значительное влияние в 2024 году на игровую индустрию, а также сферу кино и моды.

«Высокая скорость интернета дает игрокам возможность находиться в сетевом режиме и играть в реальном времени без видимых лагов, что особенно важно для онлайн-многопользовательских игр. Технология позволяет быстро загружать графику, текстуры и анимацию игр, что обеспечивает более плавный игровой процесс. Другой отраслью, которая изменится до неузнаваемости, станет мода. Полагаю, в фэшн индустрии грядут интересные, в то же время удобные решения для потребителей. Мы уже видим коллаборацию между индустриями кино и моды. Уже сейчас в некоторых сервисах зрители могут  заказывать образы, использованные в фильмах в режиме онлайн. Если к этому добавить tech-составляющую, то люди смогли бы в реальном времени примерить образы на себе и заказать все это через мобильное приложение», – резюмирует Айдын Тойбаев.

Мнения экспертов о тенденциях на рынке мобильных приложений в Казахстане

Так же, о его мнению, внедрение 5G также приведет к увеличению использования иммерсивных технологий AR и VR в мобильных приложениях. 

 «Это не только увлекает пользователей, но и помогает компаниям выделиться на фоне конкурентов. Плюс все еще актуальным остается создание мобильных приложений для соцсетей – приложения для монтирования видео включая различные спецэффекты, фильтры и даже субтитры, обработки фотографий, и многое другое. То есть, сейчас уже нам не нужно все это делать на компьютере. TikTok задал определенный тон, я бы сказал даже до сих пор диктует тренды», – рассказывает Айдын Тойбаев.

Однако, эксперт в цифровом маркетинге Геннадий Захаров опасается, что внедрение 5G может вызвать рост цен на интернет. При этом низкая платежеспособность населения может привести к тому, что люди начнут искать интернет по более приемлемой цене, или потреблять меньше трафика.

«Некоторой части населения может оказаться не по карману дорогой интернет, ведь с появлением 5G стоимость интернет-услуг обязательно возрастет. Прибавьте к этому рост инфляции, который тоже может стать серьезным фактором негативно влияющим на покупательную способность”, – предостерегает Геннадий Захаров. 

Эксперты уверены, что по мере развития казахстанского рынка мобильных приложений появятся новые тренды, возможен переход приложений на 5G, культ супераппов, биометрия и удаленная идентификация, а также появление альтернативных магазинов приложений. При этом внедрение 5G может обернуться трудностями из-за инфляции и дорогого интернета. Опасения вызывает и гонка компаний за звание самого лучшего супераппа.