Домой Электроника Компьютеры, ноутбуки, планшеты А что у нас на рынке ноутбуков?

А что у нас на рынке ноутбуков?

772

Пандемия продолжает влиять на казахстанский рынок. Мы уже обсуждали как она сказалась на интернет-бизнесе Казахстана и как изменила B2B маркетинг. Многие компании по производству мобильных устройств сократили свои прогнозы прибыли, ожидая падения потребительского спроса и экономики в целом, однако оживление в магазинах электроники и в сфере производителей комплектующих намекает на выгоду от изменения формата труда.

Почему уровень спроса на ноутбуки так быстро вырос?

Согласно источникам в цепочке поставок, спрос на ноутбуки в корпоративном сегменте начал рекордно расти. И это неудивительно, многие компании просят сотрудников работать удаленно. Закономерно, что в Казахстане в целом вырос спрос на ноутбуки, сетевые устройства, компьютерные детали, а также на компоненты для создания виртуальных офисов.

Еще одним сильным стимулом для роста продаж стал резкий рост курса доллара. За первый месяц пандемии он поднялся на 20% по странению с тенге (курс доллара до начала пандемии 379,82 тг, в первый месяц 457,13 тг). Это вынудило казахстанских потребителей срочно реализовать отложенные планы покупки компьютеров.

Статистика продаж

Как считают наши эксперты, рост продаж ноутбуков за 7 месяцев 2020 года в розничных магазинах составил 6%, в онлайне — 206%. По итогам первого полугодия ноутбуки в сфере бытовой техники обогнали стиральные машины, холодильники и заняли третье место, уступив лишь смартфонам и телевизорам.

Согласно данным исследовательской компании «GFK Казахстан», объем продаж по всем группам товаров в секторе бытовой техники и электроники с января по июль 2020 года составил 405,9 млрд тенге. Это на 1.8% выше показателей за аналогичный период 2019 года.

Ощутимым периодом спада был отрезок с апреля по июль. В эти месяцы общие продажи составили 207,9 млрд тенге и показали падение -14%. Однако на фоне общего падения, в секторе бытовой техники и электроники ряд категорий показали значительный рост. Так, за первые семь месяцев 2020 года ноутбуки показали наибольший прирост в денежном выражении. Общий оборот по данной категории составил 35,1 млрд тенге, что на 55% выше показателей за аналогичный период 2019 года.

В рейтинге самых продаваемых товаров в денежном выражении, по итогам первого полугодия, ноутбуки обогнали стиральные машины, холодильники. И заняли третье место, уступая лишь смартфонам и телевизорам. При покупке ноутбуков около 55% казахстанцев предпочли ценовой сегмент до 200 тыс. тенге, более 82,1% — размер дисплея от 15 до 15,9 дюймов, около 18,6% ноутбуков были игровыми. С января по июль 2019 года 89 тыс. клиентов приобрели ноутбуки в розничных магазинах, 18,8 тыс. — в онлайне. В 2020 году в розничных магазинах было куплено 95 тыс. ноутбуков, а в онлайне — 57,5 тыс.

Таким образом, рост продаж ноутбуков за 7 месяцев составил 6% в розничных магазинах и 206% в онлайне. Общий рост продаж по ноутбукам составил 40% в количестве и 55% в деньгах. Средняя стоимость ноутбука выросла на 10% с 208,9 тыс. тенге до 230,2 тыс. тенге. Ноутбуков на всех не хватило. Между тем, представители рынка бытовой техники и электроники не смогли в полной мере удовлетворить спрос клиентов на покупку ноутбуков.

А что у нас на рынке ноутбуков?

Почему уровень предложения резко снизился?

Текущие продажи ноутбуков, как и других мобильных устройств превышают все планы, которые многии компании ставили себе на конец первого квартала 2020 года. Снижение курса валют означает, что товар из новых приходов у всех производителей будет дороже, поэтому ретейлеры, сабдистрибьюторы (те, кто перекупает товар у дистрибьюторов) и корпоративные заказчики стараются скупить «старый товар». На это накладывается дефицит со стороны производителей. После тотального карантина производство в Китае только-только налаживается и не работает на полную мощность.

Основные причины, помешавшие обеспечить полки магазинов необходимым товаром

  • аномально высокий спрос на ноутбуки на мировом рынке
  • острый дефицит комплектующих, вызванный сбоем цепочки поставок из-за пандемии.

Какая ситуация на складах и в магазинах

Рынок, ожидающий сезонного спада продаж, усугубленного стагнацией экономики и ослаблением тенге, оказался просто не готов к такому ажиотажу. Соответственно, из популярных в корпоративной среде брендов на складах дистрибьюторов уже ничего не найти. В достаточном количестве пока есть стационарные компьютеры, в том числе мини-ПК.

По словам местных продавцов магазинов мобильной электроники, ощущается ажиотажный спрос на ноутбуки всех производителей. Они подтверждают, что дефицит в этом сегменте произошёл ещё и из-за проблем с производством в Китае. “Мы ожидаем ряд задержек с поставками новых партий к нам на склад», — сообщают продавцы. Об ажиотажном спросе на бизнес-модели ноутбуков рассказали и в пресс-службе казахстанского дистрибьютора ELKO: «Все имеющиеся на складе товары зарезервированы, свободного стока нет, цены растут».

Источник из казахстанской консалтинговой компании “T&M group” на рынке системной интеграции рассказал, что сейчас вендоры стараются сотрудничать и перераспределять товар, который должен был идти в другие страны — как европейские, так и в страны СНГ, включая Казахстан. Также сообщается, что дистрибьюторы, стараясь удовлетворить спрос, перекупают друг у друга партии того, что есть в наличии, а запасы у всех уже невелики, если не закончились.

Что в дефиците?

Наибольшим спросом пользуются бизнес-модели HP и Lenovo, сейчас их купить практически невозможно, рассказал Сакен Орынбасаров, консультант сети магазинов мобильной электроники “Technodom.kz”. Еще два источника из сети магазинов “Sulpak” сообщили о значительном росте спроса на ноутбуки ASUS и Dell.

Гендиректор Lenovo в Центральной Азии Альнур Ермаганбетов подтвердил, что в последнее время компания наблюдает повышенный спрос на компьютеры и ноутбуки. Он вызван как всплеском закупок предприятиями для перевода сотрудников на удаленную работу, так и увеличением покупательской активности из-за повышения курса валют, а также паузой в работе заводов в Китае в начале февраля.

«На данный момент компания Lenovo осуществляет поставки ПК на российский рынок в штатном режиме и проблем с новыми закупками у наших дистрибьюторов нет. Скорее можно говорить о резком всплеске спроса, который создал нехватку ноутбуков и ПК в коротком периоде времени», — отметил Альнур Ермаганбетов.

Один из представителей ASUS в Казахстане также отметил рост спроса на ноутбуки на 20–30% по сравнению с предыдущими месяцами. Он так же подтвердил, что «Это связано и с ростом курса доллара, так как люди, которые откладывали покупку, решили купить до момента, когда на рознице отразится подорожание доллара, а также с тем, что много людей перешло на домашнюю работу». По его словам, заводы ASUS вышли практически на те же производственные мощности, что и до кризиса, поэтому компания сможет обеспечить необходимые рынку объемы.

По словам представителей Acer в Казахстане, продажи их ноутбуков на прошедшей неделе выросли примерно на 75%. «Есть высокий спрос как со стороны розничных клиентов, так и со стороны корпоративных заказчиков. Связываем рост с инициативами по переводу сотрудников на работу из дома и детей на удаленное обучение, а также с ростом доллара», — отметили они.

Что же нужно сделать нашим розничным сетям для удовлетворения спроса на внутреннем рынке?

  • Начать увеличивать заказы ноутбуков заводам-изготовителям
  • Искать альтернативные каналы поставок товаров,
  • Внедрять другие логистические решения для сокращения времени на поставку товара от завода-изготовителя на полки розничных магазинов.

Подводим итоги

Как мы говорили, нельзя отрицать того, что сложившаяся ситуация открыла выгодные возможности многим компаниям. Возможно (после возвращения к обычному режиму работы и обучения), динамика продаж спадет до умеренной. Но тем не менее, можно заключить, что в период карантина на отечественном рынке сформировалась новая пользовательская база клиентов. Это люди, которые впервые купили ноутбуки. Большая часть из них, спустя некоторое время, начнет обновлять свои устройства…