Советский Союз является родиной самых интересных военных разработок. Почему? Причин много.
СССР, в виду своего геополитического места в мире, должен был создавать технику, способную работать в любой местности и метеоусловиях, что порой приводило, порой, к «сверхъестественному» дизайну. Давайте проведем интересную экскурсию в мир самой необычной и передовой военной техники.
Самолет Bаrtini Beriev ВВА-14 – Экспериментальный советский аппарат конструкции Роберта Бартини, советского авиаконструктора итальянского происхождения. Создавался как аппарат, имеющий возможность взлетать и садиться на воду и как обычный самолёт, и как самолёт вертикального взлёта и посадки. Из-за сложностей в разработке необходимых двигателей для вертикального взлёта была проведена последняя модификация – превратившая аппарат в экраноплан
Эта машина имела модификацию 14МП1, представляющую собой экранолёт — то есть аппарат, способный функционировать и в режиме экраноплана, и в режиме самолёта. Из-за возникших сложностей в разработке двигателей для вертикального взлёта, была создана модификация, превращающая самолёт в экраноплан.
Параллельно разрабатывались проекты, посвящённые реализации вертикального взлёта и посадки СВВП-2500 со взлётной массой 2 500 т, а также модификации СВВП для корабельного базирования. Для обнаружения подводных лодок в рамках проекта предполагалось использовать поисковый аэромагнитометр «Бор-1», а также 144 радиогидроакустических буя РГБ-1У и до ста взрывных источников звука.
Телетанк ТТ-18
Работы по созданию танка без экипажа и управляемого на расстоянии начались в СССР в 1929 году, и уже 30 мая 1930 года оснащенный телеоборудованием Т-18 вышел на испытания. Управлялся он при помощи радио и мог выполнять следующие команды: влево, вправо и стоп. В 1933 году был выпущен телетанк ТТ-18, который выполнял более сложные команды, но основным минусом машины был малый радиус действия телеуправления – до 1 км в ясную погоду.
Позже телеоборудование было установлено на танки Т-26 и БТ-7. Телетанк ТТ-26 был вооружен пулеметом ДТ и огнеметом, он мог закладывать бомбы замедленного действия, а ТТ-БТ-7 имел оборудование для применения химического оружия. Телетанки были сформированы в два батальона, в составе которых отрабатывался опыт применения необычных машин.
Телетанки ограниченно применялись в советско-финской войне, но из-за проблем с управлением и дорогого оборудования (особенно если учесть, что даже радиостанциями в то время оснащались далеко не все боевые машины) не использовались в дальнейшем.
Летающий танк ЛТ-1
В 1937 году инженер Михаил Смалько представил, пожалуй, самый необычный проект советской бронетехники – летающий танк ЛТ-1. Предназначенный одновременно и для воздушной, и для наземной разведки, он должен был обладать обтекаемой формой, складными крыльями и авиационным двигателем, находящимся в носовой части машины.
Экипаж из двух человек был вооружен двумя пулеметами, а сам танк был защищен бронелистами с максимальной толщиной 10 мм. Все это вкупе с фантастическими заявленными характеристиками (вроде максимальной дальности полета 800 км), изначально плохой аэродинамикой и невероятно сложной конструкцией привело к отказу военных от рассмотрения данной машины. Тем не менее, Самлько создал небольшой макет, который должен был продемонстрировать боевые качества будущего летающего танка.
Спасательный экраноплан класса «Лунь»
Спасательный экраноплан класса «Лунь» является идеальной военной машиной для навигации на местности и к тому же умеющей летать. Этот плавающий самолет-амфибия представлял собой нынешнюю версию боевого корабля АС-130.
Экраноплан предназначен для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 тонн из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей, как водоизмещающих, так и на подводных крыльях и воздушной подушке вне противодействия авиации (в том числе ДРЛО) противника. Экраноплан «Лунь» благодаря относительно высокой (для надводных и низковысотных носителей) скорости движения и незаметности для корабельных радаров может подходить к целям на расстояние пуска ракет.
Вездеходная винтовая машина ЗВМ-2901
Вездеходная винтовая машина ЗВМ-2901 — одно из самых необычных творений, когда-либо созданных советскими военными. Это уникальный вездеход с винтовым движителем, способный преодолевать любые (!) препятствия – от снежных до грязевых, и передвигаться по болотам.
Транспортно технологическая платформа с роторно-винтовым движетелем (ТП с РВД) ЗВМ-2901 предназначена для эксплуатации в перенасыщенных влагой грунтах, болотах всех категорий, на плаву, по снежной целине в качестве транспортного средства, оснащенного различным технологическим оборудованием (экскаватор, манипулятор, грунтовый насос и т.п.) для проведения строительных, мелиоративных, аварийно-спасательных и др. работ.
Бронетрактор Фордзон
Михаил Тухачевский, один из инициаторов развития боевой техники, нередко увлекался достаточно экзотическими образцами. Так, по его предложению в конце 20-х годов на Путиловском заводе Ленинграда на основе трактора Фордзон (копия американского трактора Fordson-F) был разработан опытный бронированный трактор, который мог быть мобилизован в случае начала войны для выполнения боевых задач.
Бронетрактор Фордзон имел броню 7 мм, вооружен пулеметом ДТ, а управлялся экипажем из двух человек. Слабый тракторный двигатель мощностью 20 л. с. позволял развить скорость лишь 11 км/ч, тем самым машина становилась легкой мишенью для противника. Бронетрактор при испытаниях показал неважные результаты и остался в единственном экземпляре.
Справедливости ради стоит отметить, что многие идеи и полученные данные были в дальнейшем использованы при разработке других образцов боевой техники, а полученный опыт, пусть иногда и отрицательный, оказался полезным для усиления военной мощи страны.
Итог
СССР не отставал от общих военных тенденций, и в различных конструкторских бюро появлялись свои технические новинки, словно сошедшие со страниц фантастических рассказов. Нельзя забывать, что многие советские разработки сыграли немаловажную роль в победе в Великой Отечественной Войне.